Деятельность классного руководителя многоаспектна и разнообразна и направлена на работу и с детским коллективом, и с родителями. Важной в этой деятельности является индивидуальная работа с каждым учеником.
Существует 4 типа задач, которые решаются классными руководителями в процессе взаимодействия с учащимися и их родителями (см. рис. 1).
Рис. 1. Задачи классного руководителя
Первый тип – социальные задачи: защита ребёнка, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьёй и различными институтами воспитания в целях создания оптимальных условий для развития личности и формирования индивидуальности.
Второй тип можно обозначить как задачи диагностические. Чтобы правильно организовать систему воспитательной работы, классный руководитель должен знать своих учеников, их личностные качества и индивидуальные характеристики. Задача педагога при этом – определить ту меру знаний о ребёнке, которую не стоит превышать в соответствии с этическими нормами диагностики.
Третий тип может быть назван воспитательными задачами, связанными с ориентацией ребёнка на категории добра и зла, постановкой его в ситуацию нравственного выбора, конкретизацией нравственных критериев в реальных жизненных обстоятельствах.
Четвёртый тип – задачи процессуального характера. К ним можно отнести выбор эффективных педагогических средств, планирование своей работы, контроль и коррекцию деятельности, педагогику рефлексии .
Задачи процессуального характера многообразны (см. рис. 2).
Рис. 2. Основные задачи процессуального характера классного руководителя
Задачи процессуального характера классного руководителя предусматривают:
- формирование отношений учащихся со своими сверстниками в классе (классный руководитель организует познавательную, трудовую, эстетическую разнообразную деятельность школьников, а также их свободное общение, являющееся частью досуга);
- сплочение коллектива – организацию самоуправления (выступает не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей);
- управление и организация деятельности (к ней относятся следующие функции: диагностическая, целеполагание, планирования, контроля и коррекции);
- контроль и коррекция поведения учащихся (обеспечение постоянного совершенствования воспитательного процесса. На основе анализа результатов контроля осуществляется коррекция работы классного руководителя как с классом в целом, так и с конкретной группой учащихся или отдельным учеником);
- целеполагание и планирование (совместная с учащимися и выработка целей воспитательной деятельности. Доля участия классного руководителя в этом зависит от возраста школьников и уровня сформированности классного коллектива);
- совместную деятельность классного руководителя с педагогическим коллективом;
- взаимодействие с семьёй ученика;
- ведение документации;
- создание благоприятных психических климатов в классе;
-создание творческой атмосферы, способствующей развитию личности.
Деятельность классного руководителя представлена разными типами задач, но определяющими для начальной школы являются воспитательные задачи, поскольку классный руководитель должен формировать у учащихся навыки правильного поведения, всесторонне развивать личность младшего школьника.
Содержание деятельности классного руководителя определяется его функциями как руководителя педагогического процесса в определённой группе учащихся.
В соответствии с концепцией академика Р.Х. Шакурова в управлении целесообразно выделить три уровня функций. К первому относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, отнесённые к группе целевых. Эти функции направлены на создание условий для социального развития учащихся, ориентированы на помощь ребенку, как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Среди них необходимо выделить три, определяющие основное содержание деятельности классного руководителя:
воспитание учащихся;
социальная защита ребёнка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды;
создание условий для развития личности школьников .
Перед классным руководителем стоит задача – интегрировать усилия всех педагогов, направленные на реализацию этих функций.
Для достижения данной цели необходимо решение ряда задач, связанных с формированием отношений учащихся со своими сверстниками в классе, т.е. с реализацией социально-психологических функций (см. рис. 3).
Рис. 3. Социально-психологические функции классного руководителя
Похожие статьи:
Формирование профессиональной культуры учащихся средствами иностранного
языка
К дисциплинам, призванным решать задачу формирования профессиональной культуры будущего специалиста, относят общие гуманитарные и социально-экономические, в число которых входит иностранный язык. Он рассматривается как средство общения и приобщения к опыту, в том числе профессиональному, других стр ...
Просвещение, школа и педагогическая мысль в Московском и Русском
государстве в XIV-XVII вв
Педагогическая мысль средневековой Руси XIV-XVI вв. была направлена прежде всего на проблемы воспитания. Сведения об идеалах, программе воспитания, его формах и методах содержались в ряде письменных памятников этого периода. Так, в сборнике афоризмов "Пчела" собраны морально-этические пра ...
Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Развитие музыкального восприятия детей дошкольного возраста, особенно в период от начала 4-го до конца 7-го года жизни, происходит в единстве и взаимодействии двух основных линий: собственно интонационного восприятия и осознания музыки и ее индивидуальной интерпретации, опосредованной жизненным и м ...