Организаторская (организация органов самоуправления класса, коллективной деятельности учащихся).
Стимулирование (активизация деятельности и позитивного поведения учащихся, их интересов и творчества).
Коммуникативная (беседы, дискуссии, обсуждения, ориентация на коммуникативное взаимодействие).
Контрольно – оценочная (анализ, учёт, оценка результатов воспитания, стимулирование самоконтроля и самооценки).
Коррекция (коррекция взаимодействия и поведения учащихся, методы разрешения конфликтов).
Прогностическая (моделирование возможных ситуаций воспитания, прогнозирование возможного хода воспитательного процесса) .
Эти функции реализуются не только на воспитательных мероприятиях, но и в повседневном общении, в процессе учебной деятельности.
Для достижения поставленных целей воспитания классный руководитель должен решать ряд задач, связанных с формированием отношений учащихся со своими сверстниками в классе (сплочение коллектива, активизация, самоуправление). Не менее важными задачами являются воспитание дисциплинированности, ответственности, отзывчивости; умение вовремя выявить и разрешить конфликтную ситуацию, учить детей разрешать, предупреждать столкновения и ссоры. Эти задачи в определённой мере составляют социально-психологическую функцию классного руководителя.
Главное назначение организаторской функции – поддержание положительной инициативы учащихся, акцент делается на помощь в самоорганизации.
Классный руководитель в начальной школе выполняет множество функций, и формирование полноценной, всесторонне развитой и творческой личности напрямую зависит от того, насколько добросовестно они выполняются.
Классный руководитель организует разнообразную деятельность по различным направлениям: нравственно-правовая культура учащихся; познавательная (знание истории своего региона, страны); эстетическое, физическое развитие, трудовое и экономическое воспитание; создание условий для познаний самого себя, а также свободное общение учащихся, являющееся частью их досуга.
Сплочение коллектива в процессе работы с классом представляется важным и выступает не как самоцель учителя, а как способ достижения поставленных перед коллективом целей. Необходимо чётко понимать, что различные отношения создают разные группы. Они могут быть как сплочёнными, так и не сплочёнными. Сплочение происходит на разной основе. При этом в результате интеграции могут возникнуть совершенно разные группы (социальной, асоциальной направленности, различного уровня деятельного опосредования). Они отличаются друг от друга, и таким доминирующим фактором сплочения могут быть общие интересы членов группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм, принимаемых всеми членами группы и т.д. в зависимости от перечисленных факторов группа имеет свою территорию развития и то качество, которое отличает одну сплочённую группу от другой. В педагогической практике часто сплочение рассматривалось как единственный признак коллектива.
Несомненно, работа с группой должна осуществляться в двух плоскостях. С одной стороны, важно выяснить, что оказывает воспитательное влияние на учащихся, учитывать специфику группы, особенности её сплочения. А с другой стороны, стремиться к тому, чтобы сплочение группы происходило достаточно демократично на основе гуманистических норм отношений, т.е. создавался воспитательный коллектив.
Воспитательное мероприятие – это определённый отрезок времени педагогического процесса, своеобразный по назначению, конструкции и содержанию; совокупность действий воспитателя и воспитанника для достижения конкретных результатов в образовании, развитии и формировании личности последнего; это конкретное звено воспитательной работы классного руководителя.
Сущность воспитательного мероприятия заключается в том, что воспитанники приобретают определённые знания, умения, навыки, учатся оценивать окружающий мир, воспринимают определённую систему отношений к окружающей действительности, побуждаются к деятельности, действию. Воспитательные мероприятия проводятся в урочное время (классный час, час классного руководителя, час общения, воспитательное занятие и др.) и во внеурочное время.
Формы проведения воспитательных мероприятий разнообразны (см. рис. 7):
Рис. 7. Формы воспитательных мероприятий
Существует несколько классификаций воспитательных мероприятий. По педагогическим методам выделяют лекции, беседы, упражнения в поступках и др. По структуре организации – деловые игры, уроки нравственности, вежливости, школа человечности и т.д. По задачам воспитания – воспитательные мероприятия нравственной, эстетической, трудовой, экологической, познавательной и другой направленности.
Похожие статьи:
Познавательное развитие
дошкольника в исследованиях отечественных и зарубежных психологов
В психолого-педагогических исследованиях существует множество подходов к проблеме психического развития дошкольника. Традиционно дают определение понятию психики – как свойства живой высокоорганизованной материи, заключающиеся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в е ...
Принципы и методы коррекционно-развивающего обучения
Главный принцип организации учебно-воспитательного процесса в классах коррекционно-развивающего обучения (классы выравнивания и классы компенсирующего обучения) – это принцип коррекционной направленности обучения. Современная практика коррекционо-развивающего обучения школьников с нарушение речи вк ...
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Нравственное сознание младших школьников претерпевает существенные изменения от I к III классу. Моральные знания, представления и суждения к концу возраста заметно обогащаются, становятся более осознанными, разносторонними, обобщенными. Если моральные суждения учащихся I—II классов основаны на опыт ...