Образование: статьи и материалы » Формирование культуры поведения у младших школьников как ведущая деятельность классного руководителя » Изучение деятельности классного руководителя

Изучение деятельности классного руководителя

Страница 2

Главное назначение организаторской функции – поддержка положительной детской инициативы, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников. Иначе говоря, акцент делается не столько на организацию учащихся классным руководителем, сколько на помощь им в самоорганизации. Классный руководитель организует разные виды деятельности (рис.4).

Організаційна діаграма

Рис.4. Деятельность, организуемая классным руководителем

А также классный руководитель организует свободное общение учащихся, являющееся частью досуга.

Важной представляется реализация функции сплочения коллектива, выступающая не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей. Одной из задач классного руководителя является развитие ученического самоуправления.

Третья группа функций выражает требования, вытекающие из логики деятельности самого субъекта управления и организации деятельности учащихся вообще. К ней относятся следующие функции: диагностическая, целеполагание, планирования, контроля и коррекции.

Реализация диагностической функции предполагает выявление классным руководителем исходного уровня и постоянное отслеживание изменений в воспитанности учащихся. Она направлена на исследование и анализ личности и индивидуальности ребёнка, на поиск причин неэффективности результатов и на характеристику целостного педагогического процесса.

Реализуя диагностическую функцию, классный руководитель может преследовать двоякую цель: во-первых, определять результативность своей деятельности; во-вторых, диагностика из инструмента исследования может превратиться в инструмент формирования личности и развития индивидуальности ребёнка.

Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку целей воспитательной деятельности. Доля участия классного руководителя в этом процессе зависит от возраста школьников и уровня сформированности классного коллектива.

Логика целеполагания отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя. Планирование – это помощь классного руководителя самому себе и коллективу класса в рациональной организации деятельности. Назначение плана – упорядочение педагогической деятельности, обеспечение выполнения таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.

Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности классного руководителя – это обеспечение постоянного совершенствования воспитательного процесса.

Реализация функций контроля предполагает выявление, с одной стороны, положительных результатов, а с другой – причин недостатков и возникающих в процессе воспитания проблем. На основе анализа результатов контроля осуществляется коррекция работы классного руководителя как с классом в целом, так и с конкретной группой учащихся или отдельным учеником. Контроль работы классного руководителя – это не столько контроль со стороны администрации школы, сколько самоконтроль.

Коррекция – это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников. Три вышеперечисленные группы функций определяют содержание деятельности и объекты внимания классного руководителя.

Объектами внимания классного руководителя являются (рис.5):

Рис. 5. Объекты внимания классного руководителя

классный руководитель культура поведение школьник

В связи с этим классный руководитель:

организует разнообразную деятельность (мероприятия, внеклассные занятия, игры с участием детей);

создаёт условия для развития личности школьников и помогает детям в решении их проблем (осуществляется через включение ребёнка в различные виды социальных отношений в учёбе, общении, игре, практической деятельности);

заботится о сплочении детского коллектива (организуются внеклассные мероприятия, на которых дети непосредственно принимают участие, проводятся игры и д.т.).

Классный руководитель реализует множество функций (см. рис. 6):

Радіальна діаграма

Рис. 6. Функции классного руководителя

Концептуальная (теоретический анализ и выбор соответствующей воспитательной теории или опора на совокупность воспитательных принципов).

Целевая (отбор, систематика целей и задач воспитания).

Диагностическая (методы диагностики: наблюдение, беседы, интервью, анкетирование, тестирование, социометрия, пролонгированное обучение).

Планирование (отбор и структурирование форм, методов воспитания, проектирование деятельности учащихся, проведение конкретных мероприятий).

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте
Наиболее остро стоит вопрос профессионального выбора в старшем школьном возрасте. Это период перехода отрочества к раннему юношеству, охватывающий возраст от 15 до 17 лет. Согласно периодизации развития личности по Э. Эриксону, описывающей весь жизненный путь человека, результатом успешного развити ...

Спецификации физической среды Ethernet
Исторически первые сети технологии Ethernet были созданы на коаксиальном кабеле диаметром 0,5 дюйма. В дальнейшем были определены и другие спецификации физического уровня для стандарта Ethernet, позволяющие использовать различные среды передачи данных. Метод доступа CSMA/CD и все временные параметр ...

Программа работы социального педагога по преодолению негативного воздействия телевидения на младших школьников
В ходе предварительного эмпирического исследования нами было выяснено, что в исследуемой нами группе детей большой популярностью пользуются развлекательные передачи. Проведенное в первой главе исследование позволяет сказать, что их качественное содержание в совокупностями с особенностями восприятия ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru