В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Деятельность классного руководителя по формированию культуры поведения актуальна, потому что общество всегда нуждается в коррекции поведения, а прежде чем корректировать поведение его нужно сформировать. Этим как раз и занимается классный руководитель в начальных классах.
Проблема заключается в том, что классный руководитель в начальных классах – это, прежде всего, учитель, осуществляющий учебный процесс. Научить ребят правильно входить в класс, вести себя на уроках и переменах в соответствии с правилами – это сфера деятельности учителя-предметника. А обучение этической и нравственной стороне культуры поведения (правилам поведения в общественном транспорте, на улице, и т.д.) – это приоритетное направление работы классного руководителя, реализуемое на классных часах, в ходе бесед, анализа примеров из повседневной жизни.
На культуру поведения влияет множество факторов. Рассмотрение данной темы позволяет раскрыть широкую картину научного видения воспитательного процесса и высветить школьные традиции организации воспитания детей, устоявшейся в течение многих десятилетий, а заодно развернуть идеальную конструкцию логически стройного и ясного практического воплощения научно – педагогических идей.
Тема исследования: «Формирование культуры поведения у младших школьников как ведущая деятельность классного руководителя».
Цель исследования – изучить результативность влияния педагогической деятельности классного руководителя на формирование культуры поведения у младших школьников.
Объектом является процесс формирования культуры поведения.
Предметом исследования является система педагогического руководства (методы и приёмы деятельности классного руководителя) по формированию культуры поведения у младших школьников.
Гипотеза: разработка и применение системы мероприятий, включающей различные виды работ, будет способствовать формированию и совершенствованию культуры поведения у младших школьников.
Задачи исследования:
изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;
изучить методы и приёмы формирования культуры поведения;
провести педагогический эксперимент, способствующий формированию и совершенствованию культуры поведения у младших школьников;
сделать вывод об эффективности проведённой работы.
Основными методами исследования явились: анализ литературы, реферирование, педагогическое наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент.
Вопросами формирования культуры поведения младших школьников занимались такие учёные, как Н.И. Дереклеева, В.Н. Зотов, А.В. Мудрик, Н.Я. Подласый, А.С. Роботова, М.И. Рожкова, В.П. Сергеева, Т.А. Стефановская, Н.Е. Щуркова, А.И. Шемшурина и др. Их работы и составили методологическую основу исследования.
Все они отмечали, что важная задача классного руководителя – помочь школьникам познать самих себя, предоставить им для этого необходимый жизненный материал, скорректировать складывающиеся у ребят самооценки, сформировать нормы и правила поведения в той или иной жизненной ситуации.
Практическая значимость: данные работы могут быть использованы учителями начальных классов, а также студентами педагогических учебных заведений.
Похожие статьи:
Развитие воображения в дошкольном возрасте
Личность ребёнка возникает в дошкольном возрасте - после 3 лет, когда дошкольник становится субъектом сознательной деятельности. Возникновение личности ребёнка связано, прежде всего с тем, что именно в дошкольном возрасте у ребёнка интенсивно развивается воображение как основа творчества, созидания ...
Профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте
Наиболее остро стоит вопрос профессионального выбора в старшем школьном возрасте. Это период перехода отрочества к раннему юношеству, охватывающий возраст от 15 до 17 лет. Согласно периодизации развития личности по Э. Эриксону, описывающей весь жизненный путь человека, результатом успешного развити ...
Суть концепции М. Монтессори
Развитием психики и воспитанием детей в возрасте от 3 до 7 лет по определенной системе занималась Мария Монтессори (1870—1952) в Риме. Она считала этот возраст важным в психическом развитии ребенка. Ее опыт работы с «ненормальными детьми» (так в те годы называли детей с задержкой психического разви ...