План урока: теория электролитической диссоциации
Урок «Теория электролитической диссоциации» располагается по программе в 8 классе, после изучения основных классов неорганических веществ. На данном уроке рассматривается диссоциация веществ с разными типами связей, а так же мы вводим понятия о гидратах и кристаллогидратах.
Цели:
Образовательная: раскрыть механизмы диссоциации веществ с разными типами связей, ввести понятия гидраты и кристаллогидраты.
Воспитательная: в целях формирования научной картины мира, показать действие законов диалектики, взаимосвязь полярностей связей и типа электролитической диссоциации.
Развивающая: в целях развития логического мышления, развивать у учащихся умения наблюдать, делать выводы, анализировать.
Тип урока: изучения нового материала
Оборудование и реактивы: доска, мел, фланелеграф, мультимедийный проектор с компьютером, прибор для демонстрации электропроводности, вещества проводники и диэлектрики.
Планируемые результаты обучения: учащиеся должны после урока знать, что такое электролиты, не электролиты, механизмы ТЭД, понимать, в чем отличие гидратов от кристаллогидратов.
I. Мобилизующее начало урока.
1. Организация класса.
2. Актуализация знаний.
Учитель начинает урок с демонстрации электрической проводимости разных веществ (соли твердые, растворы солей, спирт). И спрашиваем, почему одни вещества проводят электрический ток, а другие нет?
II. Изучение нового материала.
Вещества сами по себе не обладают электрической проводимостью, но растворитель оказывает влияние на растворяемые вещества и они оказываются электропроводными, но не на все.
Записываем определение:
Электролиты – это вещества растворы или расплавы, которых проводят электрический ток (соли, кислоты, основания, вода).
Неэлектролиты – это вещества растворы или расплавы, которых не обладают электрической проводимостью (сахара, спирты, оксиды).
Давайте теперь постараемся ответить на вопрос, а за счет чего осуществляется электрическая проводимость в растворах (по аналогии с металлами)? Ионы!
В процессе растворения происходит распад электролитов на ионы, т.е. – электролитическая диссоциация.
Давайте рассмотрим механизмы электролитической диссоциации с разными типами связей:
Механизм диссоциации веществ с ионным типом связей.NaCl→Na++Cl-
Выделяют несколько стадий процесса электролитической диссоциации:
1) Ориентация диполей воды к ионам растворяемого вещества
2) Взаимодействие диполей воды с разноименно заряженными ионами – гидратация (идет с выделением энергии)
3) Разрушение диполями воды кристаллической решетки вещества (идет с поглощением энергии).
Исходя из выше указанного, можно написать более сложную форму гидратации хлорида натрия
NaCl + (n+m) Н2О → Na+∙nH2O + Cl-∙mH2O
Чтобы более наглядно представить ученикам процесс электролитической диссоциации возможно использование рисование схемы на доске, использование компьютера, фланелеграфа.
Механизм диссоциации веществ
с ковалентными полярными связями:
Показываем ЭД на примере диссоциации молекул хлороводорода.
НCl + (n+m) Н2О → Н+∙nH2O + Cl-∙mH2O
(где n=1,2,3,4 т.д )
НCl + 2Н2О → H3O+ + Cl-∙H2O ион гидроксония
Стадии диссоциации:
1. Ориентация диполей воды около молекулы за счет диполь-дипольного взаимодействия
2. Поляризация связей молекулы, в результате происходит разделение «центров тяжести» положительных и отрицательных зарядов
3. Гидратация образовавшихся ионов
4. Распад молекулы на разноименно заряженные ионы – диссоциация
Фрагмент урока: введение первоначальных понятий о гидратах и кристаллогидратах. Этот фрагмент очень логично проводить на данном уроке т.к. можно показать, как образуются рассматриваемые вещества и очень логично можно ввести определения этих веществ.
Что общего в процессе диссоциации ионных соединений и молекулярных? Общим является то, что происходит образование гидратированных ионов.
Гидраты – это неустойчивые продукты присоединения молекул воды.
Они устойчивы в растворах и большинство разрушаются после удаления растворителя. Но существуют и устойчивые продукты гидратации - кристаллогидраты.
Кристаллогидраты – это кристаллические вещества, в которых содержатся молекулы воды (медный купорос). На данном уроке целесообразно познакомить учащихся с кристаллогидратами и продемонстрировать им несколько разновидностей кристаллогидратов. Показать отличие безводной соли от кристаллогидрата. Проводим демонстрационный опыт: растворение безводного сульфата меди в воде. Спрашиваем, о чем свидетельствует нагревание пробирки после добавления в нее воды? Как изменился цвет веществ, о чем это свидетельствует?
CuSO4 + (х+у) Н2О = Cu2+∙хН2О + SO42- ∙ уН2О + Q
Спрашиваем у учеников: как вы думаете, какой из ионов окрашивает раствор в синий цвет? Что бы ответить на данный вопрос растворяем безводный сульфат натрия в воде и пишем уравнения реакции:
Похожие статьи:
Развитие мышления в онтогенезе
Развитие мышление начинается в младенческом возрасте и в течение первого года жизни (а Л. С. Выготский говорил, что в течение двух лет жизни), формирование мышления идет независимо от функции речи по своим собственным законам. Основным условием развития мышления детей является целенаправленное восп ...
Эффективность коррекционно-развивающей работы
С целью проверки эффективности коррекционно – развивающей работы был проведен следующий этап эксперимента – контрольный. Цель: проверка влияния использования игрушек на занятиях. На этом этапе эксперимента мы проверили прирост уровня развития связной речи в старшей группе «Фантазеры 1», с которой з ...
Исследование проблемы развития речи дошкольника в зарубежной психологии
Проблемы, связанные с овладением речью, развитием и совершенствованием всех речевых процессов интересовала и зарубежных исследователей, психологов. Так, внимание исследователей привлек вопрос: какая из грамматических форм – существительное или глагол раньше появляется в детской речи. С точки зрения ...