Классному руководителю важно понимать, что коллектив в своём формировании проходит четыре стадии (М.И. Станкин) (см. рис. 8).
Рис. 8. Стадии формирования коллектива
Номинальная стадия – это этап формирования целостности коллектива. На первой стадии педагог действует авторитарно. Все распоряжения, указания отдаёт сам. Знакомит учащихся с задачами, целями, стоящими перед коллективом, перспективой деятельности. Особое внимание следует обратить на контроль и формировать ответственное отношение к порученному делу, привычку неуклонно выполнять поручения старшего. Наиболее инициативные, трудолюбивые, ответственные учащиеся вовлекаются в актив.
Стадия ассоциации характеризуется тем, что уже можно опираться на более или менее сплочённое ядро, актив. Требования теперь выдвигаются не только от имени преподавателя, администрации, но и от имени актива. Общественное мнение коллектива постепенно становится более сильным регулятором нравственного поведения учащихся.
Стадия кооперации особенна тем, что ещё более укрепляется общественное мнение, основная функция которого – формирующая. На этой стадии предлагается регулярно организовывать ситуации «сопереживания», «непринуждённой принудительности», «свободного выбора», «морального творчества». Играя определённую роль в той или иной ситуации, учащиеся испытывают чувство сострадания, сопереживания, активизирующие психику. Меняется тактика классного руководителя: теперь он действует через актив, что не исключает индивидуальной работы с отдельными учащимися.
Стадия автоматизации характеризуется тем, что коллектив обособляется от других коллективов. Здесь целесообразно организовывать дружеские встречи с параллельными классами, младшими и старшими, а также проводить с ними совместные мероприятия. Педагог действует через актив, который поддерживается всеми учащимися. Каждый член коллектива начинает сам предъявлять к себе высокие требования, только после этого группа учащихся становится коллективом в полном смысле этого слова. В педагогической практике отмечены закономерности воздействия на учащихся общественного мнения коллектива – этот метод является могучей воспитательной силой. Рассмотрим его подробнее.
Организация самоуправления в коллективе строится таким образом, что каждый учащийся, принимая участие в работе органов самоуправления, невольно становится на точку зрения интересов всего коллектива. Задача классного руководителя состоит в том, чтобы этот процесс шёл осознанно и возможно быстрее. Тут важно добиться, чтобы участие в жизни коллектива каждого члена самоуправления не было формальным, а стало бы неотъемлемой чертой его личности – считать заботу о классе своим близким, сугубо частным делом.
Твёрдый контроль и широкая гласность заключаются в том, что, став членами коллектива, учащиеся с первого дня знакомятся с правилами, что можно, а чего нельзя делать в классах и актовом зале, в коридоре школы и на спортивной площадке; как следует обращаться с общественным имуществом; как отстаивать честь коллектива и что значит быть хорошим товарищем.
Взаимопонимание, единство и согласованность должны проявляться в действиях, поведении и поступках всех активистов. Это нужно для того, чтобы общественное мнение стало эффективным способом воспитания в коллективе; должен существовать и строго выполняться единый кодекс правил поведения, и активисты должны показывать образец выполнения этих правил, быть примерным в поведении и хорошими товарищами.
Формирование правильного общественного мнения и самого коллектива – единый процесс, совместное движение учащихся к общественно-значимым доступным целям. Это могут быть: борьба за высокую успеваемость; строительство спортивного зала, площадки для проведения вечеров отдыха; подготовка к участию и участие в экскурсиях, туристских походах, лыжных вылазках; постановка спектакля; помощь подшефной школе, детскому саду в оборудовании игровых площадок, ремонте мебели и т.п. Классному руководителю важно систематически ставить перед классом общие увлекательные цели, привлекать учащихся к выполнению постоянных и временных поручений, контролируемых общественностью.
Общественное мнение является сильным инструментом воздействия на членов коллектива тогда, когда в коллективе растёт и воспитывается актив, когда он допущен к решению самых сложных вопросов жизни коллектива, когда руководство считается с активом и поддерживает его в самых смелых начинаниях.
Одной из существенных ошибок классного руководителя является неверный подбор актива на первых этапах формирования коллектива. Намечая учащихся в актив, преподаватели чаще всего обращают внимание на отношение воспитанников к учёбе. Учащиеся же ценят в товарищах, в первую очередь, волевые черты характера, доброту, приветливость, отзывчивость и только потом успеваемость. Игнорирование мнения воспитанников приведёт к тому, что актив перестанет пользоваться поддержкой коллектива и не будет в состоянии оказать необходимую помощь педагогу.
Похожие статьи:
Первые письменные педагогические источники на Беларуси и дальнейшее
развитие педагогической мысли в XIV-XVII
вв
История педагогической мысли Беларуси - это отражение многовековой жизни белорусского народа, его трудовых усилий, борьбы, стремления к социальной справедливости. Развитие материальной и духовной культуры во многом обязано народной педагогике, которая обеспечивала преемственную связь поколений, пер ...
Гражданское общество как объективная основа гражданской культуры
Изучение социальной и культурно-философской, политической и социологической мысли второй половины ХХ века позволяет говорить о возрождении научного интереса к теории гражданского общества. Таким образом, научный интерес многих исследователей к теории гражданского общества можно определить как поиск ...
Характеристика общего нарушения речи и направления
коррекционной работы
Специальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи. Схематично их можно разделить на три основные группы. У детей первой группы имеют место признаки лишь общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности ...