Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Слова великого русского педагога К. Д. Ушинского о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», целиком относятся ко всем другим народам. Вместе с тем они предполагают, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы. Анализ истории древней педагогической мысли народов Средней Азии и Казахстана показывает, что первые социальные памятники педагогики появились под прямым воздействием народной жизни, народной педагогической культуры. Справедливо утверждение историков педагогики С. Д. Бабишина и Б. Н. Шитюрова, что «древнерусские мыслители как представители официальной педагогики не могли не учитывать богатейшего опыта воспитания, накопленного соотечественниками ». От «Слова о законе и благодати» Иллариона до «Молния Даниила Заточника» наблюдаются постоянные обращения к мудрости народной педагогической мысли. Эта взаимосвязь является важнейшей чертой произведений XI – XIII в. в.
Исследователи древнерусской педагогической мысли убедительно показали взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики, которые дополняют и обогащают друг друга. Если в официальной педагогики всегда ощущалась влияние церкви и идеологии господствующих классов, то народная педагогика, хоты и в известной мере подвергалась этим влияниям, в целом выражала думы и чаяния народа, его представление и воспитании и обучении молодого поколения.
Каждый народ в силу обстоятельств играет в истории свою особую роль. В каждой системе воспитания проявляется народность как основная идея воспитания, «Народ без народности – тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность».
Народность должна быть положена у любого народа в основу воспитания, как общая его закономерность, как исходное начало любой педагогической идеи и цели воспитания.
Народ – творец истории, он развивает все жизненные процессы общества – его экономику, культуру, науку, технику.
Народность – это источник деятельности и развития, выражением стремлений народа сохранить свои национальные черты.
Народность соединяет отжившие и грядущие поколения, давая народу историческое существование. В основе идеи народного воспитания лежат понятия о человеке, каким он должен быть по понятиям того или другого народа в известный период его развития. Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведение этого идеала в отдельных личностях. Говоря о роли личности в истории можно сказать, что отдельный человек, как бы талантлив он ни был, не может стоять над народом: « Как бы высоко ни был развит отдельный человек, он всегда будет стоять ниже народа».
Народный идеал нельзя искать только в прошлом, он включает в себя настоящее и устремление народа в будущее. Он всегда выражает степень самосознания народа, его совесть, взгляды на добро и зло, пороки и добродетели.
С изменением идеала во времени происходит и его переоценка. Он не статичен, в нем что-то остается от старого и всегда появляется новое, отражающее лучшие стороны нового времени. То, что казалось безукоризненным в прошлом, имеет в глазах современного человечества совершенно другую цену.
Каждый народ вырабатывает свой идеал человека, и стремиться осуществить его в своем потомстве, для чего использует, прежде всего, воспитание. Нравственный идеал общества является воспитательным идеалом. Он обусловлен конкретными, общественно-историческими условиями «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью». «Чем сильнее в человеке народность, тем легче ему в самом себе рассмотреть ее требования. Для того чтобы понять великого человека или сочувствовать народному писателю, необходимо носить в самом себе зародыш народности». Народность должна быть положена у любого народа в основу воспитания, как общая его закономерность, как исходное начало любой педагогической идеи и цели воспитания.
Идея народности в литературе, искусстве и воспитании, как известно, получившая отражение у Радищева, обосновывалась Белинским и Герценом, Добролюбовым и Чернышевским. Народность понималась как отражение в литературе, искусстве, в воспитании национального характера, исторической самостоятельности, творческой силы и психологического склада народа, его любви к родине. «Народность – как утверждал Ушинский, является до сих пор единственным источником жизни народа в истории. В силу особенности своей идеи, вносимой в историю, народ является в ней исторической личностью… Каждому народу суждено играть в истории свою особую роль, и если он позабыл эту роль, то должен удалиться со сцены: он более не нужен».
Похожие статьи:
Система работы в начальной школе по формированию логического мышления в
процессе рисования с натуры
В процессе жизни человек получает самые различные впечатления от многих предметов. При этом признаки предметов, объектов или явлений не только запечатлеваются в памяти, но и сопоставляются друг с другом по сходству: форма с формой, цвет с цветом и т.д. При этом прочнее запоминаются в каждом предмет ...
Направления и условия
эффективного развития познавательной активности у обучаемых
Создание учебной потребности возможно за счет построения направленного затруднения или затруднения в действии, преодоление которого требует дополнительного действия, предполагающего потребность в приобретении знаний, умений, готовности, соответствующей новой для обучаемого деятельности или деятельн ...
Программа формирования гражданской культуры будущего учителя
Готовность будущих педагогов осуществлять гражданское воспитание школьников представляет собой психологическое состояние, интегративное качество личности, включающее в себя социальные, нравственные, профессиональные взгляды и гражданские чувства, волевые и интеллектуальные свойства, опыт педагогиче ...