Целью нашего исследования являлось выявление склонности к девиантному поведению у старших девочек-подростков (16-17 лет).
Выборка составила 30 человек. Для проведения исследования выбрана методика "Склонность к отклоняющемуся поведению" (Приложение А), автором методики является А.Н. Орел; "Оценка коммуникативных и организаторских склонностей" (Приложение Б), авторами которой являются В.В. Синявского и Б.А. Федоришина, "Ценностные ориентации" (Приложение В), автором которой является М. Рокич.
Методика диагностики склонности к девиантному поведению является стандартизированным тестом-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм девиантного поведения. Объектом приложения методики являются социальные и личностные установки. Тест-опросник представляет из себя набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение склонности к реализации отдельных форм девиантного поведения. Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых. Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями.
Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы. В ходе проведенного исследования нами были получены следующие результаты.
Рисунок 1 - Склонность к социальной желательности
Больше половины девочек-подростков данной выборки склонны к умеренной тенденция при заполнении опросника давать социально желательные ответы. У девочек-подростков преобладает умеренная склонность к социальной желательности.
А это свидетельствуют о тенденции испытуемых демонстрировать строгое соблюдение даже малозначительных социальных норм, умышленном стремлении показать себя в лучшем свете, о настороженности по отношению к ситуации обследования.
Рисунок 2 - Склонность к преодолению норм и правил
Согласно полученным результатам, 50% опрошенных девочек не склонны к преодолению норм и правил, это свидетельствуют о конформных установках испытуемых девочек, склонности следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения. 38% - имеют умеренную тенденцию. Это свидетельствуют о нонкомформистских установках испытуемого, о его склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции "нарушать спокойствие", искать трудности, которые можно было бы преодолеть. А для 12% - характерна чрезвычайная выраженность нонконформистских тенденций, проявление негативизма. У девочек преобладают низкая и умеренная склонность к нонконформизму.
Рисунок 3 - Склонность к аддиктивному поведению
Для девочек-подростков данной выборки не характерна склонность к реализации аддиктивного поведения, что свидетельствует о хорошем социальном контроле поведенческих реакций. И только 22% опрошенных девочек имеют предрасположенность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонности к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. У девочек данной выборки преобладает отсутствие склонности к аддиктивному поведению.
Рисунок 4 - Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению
Из полученных ответов мы видим, что ровно половина опрошенных девочек не склонна к самоповреждающему и саморазрушающему поведению. А остальным характерна заниженная ценность собственной жизни, склонность к риску. У девочек данной выборки практически одинаково распределены как отсутствие склонности к аутоагрессивному поведению, так и склонность к риску, выраженная потребность в острых ощущениях. Это свидетельствуют об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения, об отсутствии тенденции к соматизации тревоги, отсутствии склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.
Похожие статьи:
Теоретические основы профессиональной компетенций будущих дизайнеров
Высокоэффективная система образования является одним из основных факторов обеспечения устойчивого роста и развития экономики и общества любой страны, в том числе и казахстанского. Интеграция Казахстана в общемировое образовательное пространство, смена парадигмы образования и формирование его новой ...
Беседа о традиционной мордовской национальной одежде
Современное поликультурное воспитание подразумевает развитие у человека способности воспринимать и уважать этническое разнообразие и культурную самобытность различных групп населения. Отсутствие же должного внимания к поликультурной образованности людей приводит к социально-культурной нетерпимости ...
Методы воспитания
В педагогике, в частности в теории воспитания, существуют понятия средств, методов и приемов воспитания, а также форм организации воспитательного процесса. Под средствами воспитания понимают виды деятельности, развивающие личность. К ним относятся: труд, познание, общение, игра, спорт. В процессе д ...