В результате такой целенаправленной деятельности у девочек-подростков формируются здоровые ценности и здоровое отношение к окружающему миру. Кроме того, дети обретают навыки выражать и отстаивать свое мнение, осознавать собственные потребности, способности, достоинства и недостатки, конструктивно к ним относиться, бороться со своими слабостями.
В данном направлении работы целесообразно использовать активные методы и формы работы: метод ролевой игры, тренинг, открытый микрофон. метод ролевой игры позволяет отражать модели жизненных ситуаций через небольшие сценки спланированного или произвольного характера. Большим потенциалом в вопросе формирования адекватной самооценке девочек-подростков и способности критически относиться к самому себе обладает тренинг. Тренинг - особая разновидность обучения через непосредственное "проживание" и осознание возникающего в межличностном взаимодействии опыта, который не сводится ни к традиционному обучению через трансляцию знаний, ни к психологическому консультированию или психотерапии. Можно использовать такие авторские тренинги как "Тренинг личностного роста" (автор С.Ф. Савченко), тренинг "Выработка адекватной самооценки" (автор Е.И. Холостова), "Тренинг уверенности в межличностных отношениях" (автор В.Г. Ромек), "Тренинг уверенности в себе" (автор М. Смит). Интересной формой работы, развивающей умения публицистической деятельности девочек-подростков, умения выступать перед аудиторией, критически оценивать себя и социум яв-ляется открытый микрофон. Примерная тематика "открытого микрофона" может быть следующей: "Я для себя, я для других", "Наши чувства, желания, настроения" и т.п.
Еще одно направление по решению рассматриваемой проблемы - развитие эмоционально-волевой сферы личности: развитие волевых качеств, умение управлять собой, своим эмоциональным состоянием, адекватно реагировать на педагогические воздействия. У девочек подросткового возраста следует формировать такие волевые качества как: тормозить стремления и мотивы, способные привести к поступкам, наносящим вред обществу; концентрировать усилия на главном, наиболее важным в настоящее время; ставить перед собой продуманные не противоречащие праву цели, подчиняя им мимолетные влечения.
Девочка-подросток с несформированными волевыми качествами легко идет на нарушение общественных норм, подчиняясь чужой воле, чужим нравственным идеалами. Галагузова М.А. отмечает, что у подростков, допускающих аморальные выходки, поступки и преступления, отсутствуют сформированные волевые качества.
Одной из форм работы в контексте данного направления является тре-нинг. Для развития эмоционально-волевой сферы девочки-подростка можно использовать "Тренинг по профилактике асоциального поведения с основами правовых знаний" (автор Г.И. Макартычева), "Тренинг развития жизненных целей" (автор Е.В. Сидоренко), "Тренинг по формированию позитивных жизненных целей" (автор Г.И. Макартычева), "Тренинг влияния и противостояния влиянию" (автор Е.В. Сидоренко) и другие авторские тренинги.
Следующее направление в деятельности социального педагога - это включение девочек-подростков в социально значимые виды деятельности, со-здание ситуации успеха в избранном виде деятельности. По мнению, А.Д. Гордеева, важнейшая человеческая потребность - быть активным, сто-то совершать, действовать, реализовывать. Взрослые по-разному сдерживают активность ребенка, которому приходится мирится "с превосходящими силами взрослых". Однако, подрастая, у девочек возрастает потребность проявить себя в деятельности. Впоследствии эта потребность может быть удовлетворена разными способами - через созидание или через разрушение.
О включении девочек-подростков в социально значимые виды деятельности говорил А.С. Макаренко, понимая их, как виды деятельности, направленные на удовлетворение каких-либо общественных потребностей, будь то потребности школы, дошкольных учреждений, предприятий и организаций, находящихся в социальном окружении школы. Будучи универсальной по многообразию содержания, форм и методов, социально значимая деятельность воздействует на нравственные и эстетические, умственные и физические силы и свойства учащихся, расширяет возможности приложения их девочек на позитивные виды деятельности.
Похожие статьи:
Становление системы образования в дореволюционный
период
Исторические данные свидетельствуют о том, что постановка школьного обучения в Древней Руси характеризовалась существенной связью с византийской традицией. Однако, в противовес греческой системе образования, основанной на приоритете частных форм обучения, русская школа развивалась как государственн ...
Принципы компетентностной модели владения и овладения иностранным языком в неязыковом вузе
Компетентностная модель понимается как функциональная модель, многоуровневая открытая система компетенций, которая репрезентирует социокультурный процесс овладения ИЯ, обладает эвристической ценностью и обеспечивает способность и готовность к межкультурному общению на изучаемом ИЯ. В руководящих до ...
Создание государственной системы образования
Вклад в развитие педагогики И.И.Бецкого, Ф.И.Янковича, И.И.Новикова. В эпоху правления Екатерины II предпринимается попытка создания государственной системы образования и изменения постановки учебно-воспитательной работы в существующих учреждениях образования. Активное участие в этом деле принимал ...