Образование: статьи и материалы » Процесс многоуровневой подготовки специалистов торгово-экономического профиля » Модель многоуровневой подготовки специалистов торгово-экономического профиля

Модель многоуровневой подготовки специалистов торгово-экономического профиля

Страница 9

Если человек не обладает специальными способностями, то особое внимание обращается на общие способности, возможности развития тех способностей, которые могут компенсировать недостаток задатков и помочь студенту освоить выбранную профессию, а затем сделать профессиональную деятельность специалиста более успешной.

Профессий, в которых предъявляются жесткие требования к личности и взаимокомпенсации способностей, очень немного. В остальных же определенные особенности личности (в основном типологические особенности нервной системы) могут либо ускорить, либо замедлить процесс обучения, обеспечить человеку ту или иную степень успешности в данной профессии (кто-то может достичь вершин профессионализма, а кто-то работать на среднем уровне и при этом быть удовлетворенным). Безусловно, индивидуальные особенности личности играют большую роль в становлении профессионализма и их нельзя не учитывать в организации процесса обучения при подготовке профессионала. При этом, констатируя те или иные особенности нервно-психических процессов, тот или иной уровень развития познавательных и волевых процессов, нельзя забывать о таком важном личностном качестве, как профессиональный интерес, мотивация профессиональной деятельности. Мотивация играет существенную роль в становлении профессионала. Важнейшей проблемой является исследование и развитие внутренней мотивации. Профессионализм предполагает наличие мотивационной готовности к поиску и решению задач за пределами учебного и любого другого внешнего контроля. Профессионализация – перестройка мотивационной сферы через рациональное формирование субъектом мотивов – целей профессионального порядка с последующим эмоциональным подкреплением.

Если с содержанием «внутреннего фактора» по существу проблем не возникает, так как содержание его составляющих достаточно полно описано в литературе, то содержание «внешнего фактора» имеет массу разногласий среди ученых психологов и педагогов. Понятия: «профессионально важные, профессионально значимые, социально значимые умения» и т.д. по разным источникам имеют разные толкования, обозначения и содержание. Это, вероятно, связано с тем, что долгое время профессионально-важные качества понимали как набор психофизических функций и свойств человека, обеспечивающих ему высокую работоспособность и ускоренную профессиональную адаптацию к имеющимся условиям труда. При разработке ПКХ и профессиограмм много внимания уделялось изменению содержания и характера труда в условиях автоматизации производства и все большей социализации человека. Требования современного производства поглотили универсальные характеристики личности, которые более существенны и значимы для определения перспектив дальнейшего развития общества.

Поэтому происходит смена акцентов в подготовке специалистов: перенос значимости с профессионально важных (трудовых) качеств на профессионально и личностно значимые. Не отрицая сложности подготовки молодого специалиста на уровне требований, которые предъявляет рынок рабочей силы, проектирование образовательных программ идет по пути реализации одного направления, цели: удовлетворения рынка труда; при этом программа развития профессиональных учреждений направлена на подготовку востребованного рынком специалиста.

Личностно значимые качества можно рассматривать как притязания личности к обществу, профессии, к окружающему миру. Не учитывать их нельзя, поскольку они во многом определяют мотивы профессионального выбора и роста.

Предлагаемая блок-схема – это лишь формальная зарисовка состава, связанного с изменениями требований к специалисту. Но это ни в коей мере не говорит о том, что мы рассматриваем специалиста как носителя комплекса качеств, формирование которых позволит обеспечить профессиональную подготовку индивидуума. Мы рассматриваем это как часть всей системы подготовки и становления личности лишь в аспекте проектирования содержания и определения тех умений и качеств личности специалиста, которые помогут, определить конкретное содержание и создать условия для развития этой личности.

Содержание профессиональной подготовки в нашем понимании, - содержание, непосредственно направленное на реализацию профессионально-трудовых требований к специалисту.

В общем виде содержание профессиональной подготовки должно быть представлено в квалификационных и профессиональных характеристиках.

Содержание профессионального обучения представляет собой «содержание учебной информации, усвоение которой должно гарантировать освоение требуемых умений и качеств личности». В общем виде содержание профессионального обучения должно быть представлено в учебных планах и программах (таблица 5).

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Похожие статьи:

Использование средств новых информационных технологий
В современном цивилизованном обществе этапа информатизации все его члены, независимо от их общественного положения, используют информацию и знания в своей деятельности, решая непрерывно возникающие перед ними задачи. При этом постоянно увеличивающиеся запасы знаний, опыта, весь интеллектуальный пот ...

Современное понимание произносительной стороны речи
Понятие «произносительная сторона речи» охватывает следующие аспекты: фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относятся навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фра ...

Составление рекомендаций для воспитателей детских домов
Прежде чем составлять методические рекомендации педагогам, работающим с детьми-сиротами дошкольного возраста, необходимо определиться с блоками той информации, которая, на наш взгляд, должна содержаться в этих рекомендациях. Конкретно эти блоки должны разрешать следующие проблемы: – Повышение профе ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru