4. Отражение взаимосвязи общего и профессионально-технического образования.
Основным направлением совершенствования содержания подготовки специалистов является углубление взаимосвязи:
- общеобразовательных предметов между собой и с предметами профессионального цикла: общетехническим, специальным и производственным обучением;
- общетехнических и специальных предметов между собой и производственным обучением;
- предметов профессионального цикла с общеобразовательными предметами.
5. Определение основных идей учебных предметов применительно к изучаемым профессиям. В общеобразовательных, общетехнических и специальных предметах, а также в производственном обучении необходимо выделить из общей совокупности знаний наиболее специфические для каждого предмета и сопоставить их с теми, которые изучаются в других предметах.
При подготовке рабочих разных профессий необходимо учитывать целесообразность формирования более глубоких знаний по профилирующим темам общеобразовательной подготовки за счет изучения на более высоком уровне профессионально значимых теорий, законов, понятий.
6. Отражение в учебных программах опыта новаторов производства. Каждая тема учебной программы должна отражать опыт новаторов производства: передовые приемы и способы труда, инструменты, приспособления, а также работу на основе технической документации, используемой на предприятии в соответствии с нормами квалифицированных рабочих соответствующего разряда.
7. Ориентация на дальнейший рост производственной квалификации выпускника техникума.
Как известно, программы предметов профессионально-технического цикла и производственного обучения разрабатываются в соответствии с профессионально-квалификационными справочниками, которые быстро устаревают, не улавливают быстрых изменений в технике и технологии производства, и, следовательно, теряют свое первоначальное знание и разрабатываемые на их основе профессионально-квалификационные характеристики. Поэтому необходимо сделать так, чтобы объем теоретических знаний предусматривался в программах специальных и общетехнических предметов на один разряд выше. Это значительно расширяет общетехнический и специальный кругозор молодого специалиста и обеспечит перспективу быстрого роста его производственной квалификации. При таком подходе к разработке программ создается запас знаний по профессионально-технической подготовке как условие быстрой адаптации выпускников к изменяющимся условиям производства.
8. Отражение в учебных программах работ, смежных с работами по основной профессии.
Изучение смежной непрофилирующей профессии должно ограничиваться тем минимумом знаний, которые необходимы для выполнения работ, основных для данной профессии, сопутствующими им.
Научные основы планирования обучения родственным и совмещающим профессиям базируются на наиболее рациональном сочетании комплекса знаний, умений и навыков по основной, и смежным профессиям, диктуемых требованиями того производства, где студенты проходят производственную практику.
9. Отражение развития технического мышления. Необходимо предусмотреть значительное количество расчетных работ и упражнений по самостоятельной разработке технологических процессов, самостоятельной работы с использованием справочной литературы, лабораторные и практические работы, а также и другие формы учебной работы, требующие умения применять весь объем полученных в техникуме знаний.
Включение в программы работ расчетного характера будет способствовать, с одной стороны, более глубокому и всестороннему изучению специальных вопросов, а с другой стороны, улучшению теоретической подготовки учащихся.
10. Отражение в учебных программах Федерального (основного) и регионального (специального) компонентов содержания обучения.
Наличие в содержании труда и, как следствие, - в содержании образования рабочих основных малоизменяющихся элементов, а также элементов, подверженных сравнительно быстрым переменам, требует разделения профессионального обучения на две неравные по объему части: основную – заданную на много лет вперед и динамичную, то есть специальную, рассчитанную на срок, соответствующий неполному циклу смены техники. Поэтому нужно определить содержание основного периода – федерального компонента и период специализации студентов - регионального компонента.
Критериями отбора материала для изучения основной стадии на федеральном уровне, как показывают исследования, являются: типичность для основных отраслей производства и видов трудовой деятельности; относительная стабильность и неизменяемость в течение более или менее длительного периода; полное соответствие основным направлениям развития современной науки и техники; возможность организации учебного материала в целостную систему взаимосвязанных знаний; тесную связь изучаемого материала с будущей практической деятельностью; достаточный объем политехнических знаний.
Похожие статьи:
Роль инноваций в развитии школы
После того, как всесторонне проанализирована ситуация в школе, определены, какие результаты работы школы необходимо улучшить, естественно, возникает потребность в обоснованном выборе идей, с помощью которых это можно было бы сделать наилучшим образом. Выбор идей неизбежен потому, что для достижения ...
Рекомендации воспитателю детского сада по развитию чувства юмора у дошкольников
На основе анализа психолого-педагогической, методической и научной литературы нами разработаны следующие рекомендации воспитателю детского сада по развитию чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста: 1. Поскольку представленная в п. 2.2 программа по развитию чувства юмора у старших дошколь ...
Психолого-педагогическая характеристика нарушений поведения детей младшего
школьного возраста
Психолого-педагогические исследования показывают, что у большинства детей встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых нарушения поведения занимают одно из ведущих мест. Вместе с тем в психолого-педагогической литературе не удалось обнаружить определение понятия и типологию наруш ...