3. Принцип интегративности образовательных программ, позволяющий формировать научно-обоснованные объединения предметных знаний и умений в технологические блоки или курсы, соответствующие видам деятельности. Естественно, такой интеграции должны предшествовать тщательная дифференциация профессиональных умений.
4. Принцип завершенности образовательных программ. Этот принцип в большой степени должен определить структуру содержания при многоуровневой организации обучения. Блоки учебного материала для программы каждого уровня и ступени должны обладать той степенью завершенности, которая позволяет обеспечить готовность к квалификационной и профессиональной деятельности в случае возникновения необходимости прервать учебный процесс.
5. Принцип преемственности образовательных программ. Этот принцип хорошо описан в педагогической литературе и вполне соответствует новым подходам к отбору содержания в блоках различного уровня квалификации; причем содержания не только профессиональных умений, но и качеств личности.
6. Принцип опережающей профессиональной подготовки, при котором содержание каждого предыдущего уровня обучения создает базу для овладения содержанием следующего уровня. Реализация предлагаемого принципа предусматривает разработку таких показателей профессионального и личностного продвижения, которые могут диагностировать состояние обучающегося в начале обучения и динамику его развития на различных промежуточных этапах.
Таким образом, если подготовка специалиста должна соответствовать требованиям к его предстоящей деятельности, то в первую очередь необходимо представить требования как ряд конкретных умений и проектировать содержание внутри образовательного учреждения именно от умений: не от отдельных предметов, необходимых знаний, а от различного уровня умений. Теоретическое содержание профессиональной подготовки должно стать производной от содержания и уровня профессиональных умений, а количество и наименование предметов (курсов) – производной от структурирования (объединения или дифференциации) умений.
Педагогическая технология проектирования содержания с предлагаемыми принципами и подходами к разработке производственных технологий может служить одним из вариантов решения многих содержательных проблем. В общем виде технология представляется нами как алгоритм действий по отбору и структурированию содержания и выражается в виде проектировочных шагов:
1. Анализ сферы профессиональной деятельности и формирование социального заказа.
2. Целеполагание в рамках образовательного учреждения (в виде профессионально-важных умений).
3. Выделение массива умений и качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности согласно комплексу выявленных требований.
4. «Разложение» умений на более простые умения (стратегические, тактические, операционные).
5. Установление логических и содержательных связей между всеми группами и уровнями умений.
6. Выделение блоков общих умений для всех уровней обучения, общих и специфических умений для каждого уровня.
7. Структурирование содержания блоков каждого уровня и в каждом уровне.
Чтобы учебные программы отвечали качественным и структурным изменениям науки, необходимо соблюдать научные принципы их разработки. Основными из них являются следующие:
1. Отражение проблемного построения развития профессионально-квалификационной структуры рабочих кадров и специалистов среднего звена. Развитие профессионального образования должно опережать процесс совершенствования орудий и предметов труда, технологии и организации производства.
2. Отражение в программах современных достижений науки, техники и передовой технологии в соответствующей отрасли производства. Содержание науки настоящего и прошлого, особенно ее принципов и закономерностей, составляет фундамент профессионального образования.
3. Отражение политехнического принципа.
К профессионально-политехническим относятся понятия, характеризующие общие принципы устройства и действия средств производства конкретной отрасли; общие принципы технологии производства конкретной отрасли; общие научные основы профессиональной деятельности, общие экономические факторы труда конкретной отрасли. Так, к профессионально-техническим понятиям относятся понятия о конкретном производстве, технологических процессах, трудовой деятельности рабочего данной профессии, а также знания, являющиеся основой профессиональных навыков умений.
Похожие статьи:
Проектирование учебного занятия в форме лабораторного занятия по дисциплине
«Статистика» специальности Менеджмент
Тема учебного занятия: «Метод группировок в статистике». Цели лабораторного занятия: Образовательная – научить студентов использовать метод группировок, определять группировочный признак, находить интервалы. Воспитательная – стимулировать потребность в формировании ответственности, коллективизма, с ...
Виды работы над новым словом
Первым шагом в этой работе является введение нового слова. На этом этапе предполагается проведение многоплановой работы. Предъявление слова. В настоящее время использую следующие способы: - чтение загадки, отгадывание её учащимися; - рассматривание предметной картинки (из набора «Картинный словарь» ...
Развитие речи ребенка третьего года жизни
Этапы развития речи детей описаны многими авторами (Г.А. Волкова, О.В. Правдина, М.Ф. Фомичева, И.И. Ермакова, Ю.В. Микляева, Н.С. Жукова, Лопухина И.С., Дьякова Н.И.). Исходя из этого, можно представить развитие речи ребенка третьего года жизни. К 3 годам произносительная сторона речи у детей еще ...