В настоящее время теоретическая идея социально-педагогической поддержки нашло отражение в практической деятельности социальных педагогов и представляет собой систему социально-педагогической деятельности, обеспечивающая раскрытие личностного потенциала ребенка, включая помощь детям, родителям, учителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. Поэтому для решения проблем детей, воспитывающихся в неполной семье, выявленных в ходе диагностики (чувство тревожности, агрессии, низкий уровень самооценки), а также преодоления препятствий, мешающих нормальному функционированию данной категории семьи, мы разработали и апробировали программу по социально-педагогической поддержке детей из неполных семей в общеобразовательной средней школе.
Цель программы: создание благоприятных условий для обеспечения социально-педагогической поддержки детей из неполных семей.
Задачи программы:
Осуществить коррекцию психосоциального состояния детей (тревожности, агрессивности, самооценки);
Повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей;
Ознакомить педагогический коллектив с методами и формами работы с детьми из неполных семей.
Сроки реализации: учебный год. Возраст детей: 13-14 лет.
Таблица 1. Социально-педагогическая поддержка детей из неполных семей
Направление |
Формы и методы |
Ожидаемый |
Методическое |
Службы | |
деятельности |
работы |
результат |
Обеспечение |
сопровождения | |
Диагностическое |
Наблюдение |
Получение первичной |
Соц. педагогич | ||
(исследование |
Информации о поведении, |
психосоциального | |||
психосоциального |
межличностных отношениях | ||||
состояния детей |
ребенка со сверстниками | ||||
Опросник |
определение |
Шапарь В.Б. |
Психолог | ||
Басса-Дарки |
уровня агрессии |
Практическая психология инструментарий. Инструментарий / В.Б. Шапарь. - 3-е изд. - Ростов н/Дону; Феникс, 2005. - 768 с. |
Соц. педагог | ||
Методика |
определение |
Шапарь В.Б. |
Психолог | ||
«Шкала тре- |
уровня тревожно- |
Практиче- |
Соц. пе- | ||
вожности» Дж. Тейлора |
сти |
ская психология инструментарий. Инструментарий / В.Б. Шапарь. - 3-е изд. - Ростов н/Дону; Феникс, 2005. - 768 с. |
дагог | ||
Методика |
определение |
Воспита- |
Психолог | ||
«Альтерна- |
уровня самооцен- |
тельный |
Соц. пе- | ||
тивный список качеств личности» |
ки |
процесс: изучение эффективности /под ред. Степанова А.Г.-М.:ТЦ Сфера, 2003. -119с. |
дагог | ||
Методика |
выявление отно- |
Полонский |
Соц. пе- | ||
«Недописан- |
шения ребенка к |
И.С. Прак- |
дагог | ||
' |
ный тезис» |
семье, своим собственным возможностям, а также на выявление ценностей, конфликтов, значимых переживаний ребенка |
тические занятия на уроках этики и психологии семейной жизни. Курск: КП, 1990.-93 с. | ||
Социально- |
Индивидуаль- |
- активизация по- |
Психолог | ||
психологи- |
ное психоло- |
зитивных устано- |
Соц. пе- | ||
ческая кор- |
го- |
вок, мотивов, |
дагог | ||
рекция |
педагогиче- |
ценностей у ре- | |||
эмоцио- |
ское |
бенка; | |||
нально- |
консультиро- |
преодоление | |||
волевой, |
вание |
чувства неуверен- | |||
личностной |
ности в себе; | ||||
сфер ребенка | |||||
Тренинг лич- |
Формирование |
Лютова Е.К., |
Психолог | ||
ностного рос- |
адекватной само- |
Монина Г.П. |
Соц. пе- | ||
та |
оценки |
Тренинг эффективного взаимодействия с детьми (комплексная программа) СПб.: Речь, 2003.-98 с. |
дагог | ||
Опросник |
определение |
Шапарь В.Б. |
Психолог | ||
Басса-Дарки |
уровня агрессии |
Практическая психология инструментарий. Инструментарий / В.Б. Шапарь. - 3-е изд. - Ростов н/Дону; Феникс, 2005. - 768 с. |
Соц. педагог | ||
Методика |
определение |
Шапарь В.Б. |
Психолог | ||
«Шкала тре- |
уровня тревожно- |
Практиче- |
Соц. пе- | ||
вожности» Дж. Тейлора |
сти |
ская психология инструментарий. Инструментарий / В.Б. Шапарь. - 3-е изд. - Ростов н/Дону; Феникс, 2005. - 768 с. |
дагог | ||
Методика |
определение |
Воспита- |
Психолог | ||
«Альтерна- |
уровня самооцен- |
тельный |
Соц. пе- | ||
тивный список качеств личности» |
ки |
процесс: изучение эффективности /под ред. Степанова А.Г.-М.:ТЦ Сфера, 2003. -119с. |
дагог | ||
Методика |
выявление отно- |
Полонский |
Соц. пе- | ||
«Недописан- |
шения ребенка к |
И.С. Прак- |
дагог | ||
' |
ный тезис» |
семье, своим собственным возможностям, а также на выявление ценностей, конфликтов, значимых переживаний ребенка |
тические занятия на уроках этики и психологии семейной жизни. Курск: КП, 1990.-93 с. | ||
Социально- |
Индивидуаль- |
- активизация по- |
Психолог | ||
психологи- |
ное психоло- |
зитивных устано- |
Соц. пе- | ||
ческая кор- |
го- |
вок, мотивов, |
дагог | ||
рекция |
педагогиче- |
ценностей у ре- | |||
эмоцио- |
ское |
бенка; | |||
нально- |
консультиро- |
преодоление | |||
волевой, |
вание |
чувства неуверен- | |||
личностной |
ности в себе; | ||||
сфер ребенка | |||||
Тренинг лич- |
Формирование |
Лютова Е.К., |
Психолог | ||
ностного рос- |
адекватной само- |
Монина Г.П. |
Соц. пе- | ||
та |
оценки |
Тренинг эффективного взаимодействия с детьми (комплексная программа) СПб.: Речь, 2003.-98 с. |
дагог | ||
Тренинг ком- |
Развитие чувства |
Асмолов А.г. |
Психолог | ||
муникативных |
сотрудничества, |
Тренинг об- |
Соц. пе- | ||
умений |
снятие напряже- |
щения с |
дагог | ||
Упражнения: «Ваятель», с.96; «Поменяться местами», с.96; «Скалолаз», с.96; «Чемодан», с. 152; «Построение в круг», с.90 |
ния |
подростками. - М.: Изд-во «Владос-Пресс», 2005.-215с. | |||
Аутогенная |
Снижение уровня |
Истратова, |
Психолог | ||
тренировка |
тревожности |
О.Н. Практи- |
Соц. пе- | ||
«Мой огонек»; «Разговор с собой», с. 75 |
кум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. -349 с. |
дагог | |||
Игротерапия |
Снижение уровня |
Романова |
Психолог | ||
Игры: |
агрессии и преодо- |
А.А. Игро- |
Соц. пе- | ||
- «Что случи- |
ление эмоциональ- |
терапия: как |
дагог | ||
лось?», с.37; «Кто есть кто», с.38; -«Ты диктуй, а я буду пи сать о том, что случилось», с.39; -«Зло ищу, пальцем по кажу», с.40 |
ных расстройств |
преодолеть агрессивность у детей (диагностические и коррекцион-ные методики). М.: Школьная пресса, 2003. -48 с. | |||
Метод ком- |
Выявление осо- |
Овчарова |
Психолог | ||
плексной эс- |
бенностей се- |
Р.В. Спра- |
Соц. педа- | ||
пресс- |
мейного воспи- |
вочная кни- |
гог | ||
диагностики |
тания и отно- |
га социаль- | |||
родителей |
шения родителей к детям |
ного педагога. - М -ТЦ Сфера, 2005. -480 с. | |||
Коррекция |
Индивидуаль- |
Преодоление |
Психолог | ||
детско- |
ное психолого-' |
затруднитель- |
Соц. педа- | ||
родительских |
педагогиче- |
ных психоло- |
гог | ||
отношений |
ское консультирование родителей |
гических ситуаций в семье, во взаимоотношениях с ребенком | |||
Педагогиче- |
Расширение и |
Овчарова |
Соц. педа- | ||
ское поруче- |
восстановление |
Р.В. Спра- |
гог | ||
ние (творче- |
воспитательно- |
вочная кни- |
Классный | ||
ское домашнее |
го потенциала |
га социаль- |
руководи- | ||
задание для |
неполной се- |
ного педаго- |
тель | ||
родителей) на тему «новые семейные традиции» |
мьи |
га. - М.:ТЦ Сфера, 2005. -480 с. | |||
Образователь- |
Семейные лек- |
повышение |
Целуйко |
Соц. педа- | |
ное |
тории |
психолого- |
В.М. Пси- |
гог | |
Тема «Виды |
педагогической |
хология не- | |||
нарушений |
культуры роди- |
благополуч- | |||
семейного воспитания и характер ребенка» |
телей |
ной семьи: Книга для педагогов и родителей. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС.2004 | |||
.-272 с. | |||||
Арттерапия |
Снижение |
уровня |
Копытин |
Психолог | |
Изобразитель- |
агрессии |
и тре- |
А.И. Основы |
Соц. пе- | |
ная деятельность в сочетании с движением и танцем: -«Ведущий и ведомый»; -«Тактильное знакомство»; -«Эмоции»; «Рисунок жестов»; -«Танец», с. 250 |
вожности |
арт-терапии. СПб.: Издательство «Лань», 1999. - 256 с. |
дагог |
Похожие статьи:
Педагогические взгляды Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля
Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосходных философов, в концепции которых вплетены бесценные мысли о воспитании. Среди них одним из первых стоит Пифагор (VI в. до н. э.). Он оставил своеобразный свод правил нравственного поведения, выглядевших на первый взгляд туманно и немотивирован ...
Номенклатура кристаллогидратов
Для кристаллогидратов как и для всех химических соединений существуют правила названий. Название кристаллогидрата строится из систематического названия соли и указывается количество молекул кристаллизационной воды входящих в формальную единицу. Рассмотрим конкретные примеры. CuSO4· 5H2O – пентагидр ...
Влияния ситуации на везение и удачу
Шар ситуации - это психоинформационная структура высшего порядка. Существуют две управляющие силы, составляющие шар ситуации. Первая - мысль или идея. Для того чтобы идея могла оказывать влияние на ситуацию и обстоятельства, ей нужна сила. Причем такая сила, которая выражена в намерении, желании, с ...