В современной России более 70% населения составляют горожане. Население каждого города представляет собой социально-территориальную общность, выполняет определенные субъектные функции по отношению ко всей государственной социальной системе. В настоящее время в малых городах проживает значительная часть населения. Закономерно, что проблемы социального развития малых городов имеют свои особенности, без глубокого исследования которых нельзя повысить эффективность управленческих решений, направленных на оптимизацию жизнедеятельности населения этих городов.
При определений понятий малый город следует учитывать такие критерии, как величина (численность населения), количество и масштабы функций города (основная деятельность большинства жителей), архитектурно-планировочная среда, развитие социальной и рыночной инфраструктуры, мощность сетей коммунально-бытового, торгового, культурного, образовательного, информационного обслуживания, потребность в транспорте.
Существенно отличаясь от крупных городов, малый город создает специфические условия для социализации своих жителей, и, в частности, для учащихся. Основными признаками малого города, как фактора социализации, традиционно принято считать:
· количество жителей (до 50 тыс.);
· наличие исторического прошлого, превышающего столетний минимум;
· специфический социально-психологический климат;
· занятость населения в несельскохозяйственных сферах.
Обычно малый город, в отличие от средних и крупных, имеет одну или две преобладающие экономические функции: промышленную, транспортную, агропромышленную, обслуживания крупных городов. Работа на приусадебных и садовых участках обычно лишь дополняет основной вид занятий жителей. В малом городе население профессионально дифференцировано, что связано с наличием в нем нескольких организаций разного типа - промышленных, транспортных, связи, воспитательных, культурных, медицинских, административных, торговых и других.
Современные малые города являются, как правило, центрами обширной сельской периферии и концентрации производства (очаг добычи сырья и его переработки, многопрофильные отрасли, локальные рынки, экономический, научный, технический, рекреационный, демографический потенциалы). Но они могут развиваться также как культурно-деловые центры, центры туризма, услуг, научно-исследовательские центры.
Рассмотрение специфических особенностей социализации человека в малом городе необходимо осуществлять, исходя из анализа объективных параметров микросоциума, границы которого, по мнению специалистов, совпадают с границами самого города. Микросоциум - это действующая общность, включающая семью, соседство, группы сверстников, различные общественные, государственные, религиозные, частные, воспитательные организации и контркультурные организации, а также различные неформальные группы жителей. При этом очевидно, что влияние микросоциума на процесс социализации детей, подростков, юношей зависит как от его объективных характеристик, так и от субъективных характеристик самого человека. В структуре объективных параметров микросоциума малого города, взятой из социально-педагогических источников за основу изучения малого как социокультурного феномена, выделяется такая характеристика, как социально-психологический климат, определяющийся соотношением количества жителей с просоциальным, асоциальным и антисоциальным стилями жизни и ценностной направленностью в поведении. Однако в ходе научного исследования социальной составляющей микросоциума малых городов мы неоднократно сталкивались с необходимостью изучения особенностей некоторых социальных явлений и феноменов, специфика которых выходит за рамки круга проблем, включенных в характеристику понятия социально-психологический климат.
В соответствии с этим было решено ввести иной, более общий параметр - социальный климат, включающий в себя понятие социально-психологического климата (или микроклимата), а также имеющий в себе другие, весьма важные для понимания провинциального микросоциума социальные процессы и явления. В социально-педагогическом плане социальный климат предполагает рассмотрение его как комплекса социальных явлений и отношений, влияющих на социализацию личности, находящейся в зоне его действия. В отличие от социально-психологической атмосферы (термин социальной психологии), характеризующейся ситуативностью, социальный климат - это относительно устойчивый социальный феномен. Рассмотрим те социальные процессы и феномены, которые формируют и определяют социальный климат провинциального микросоциума.
Похожие статьи:
Индивидуальные особенности исполнения учебной деятельности
Стиль учебной деятельности. Наука и практика свидетельствуют, что внимательное отношение к стилям обучения не только обеспечивает эффективность организационных воздействий педагога, но есть способ помощи в преодолении трудностей встающих на пути становления ведущего вида деятельности. в решении это ...
Управление коллективом в детско-юношеском спорте
Коллектив в детско-юношеском спорте является уникальной общностью, обладающей рядом специфических черт, но подчиняющаяся и общим педагогическим теоретическим правилам. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов: 1. социально-психологическая адапт ...
Политические информации. Методика их проведения
Политинформации - наиболее распространенная форма внеклассного просвещения учащихся. Во времена существования советского государства данная форма политического просвещения учащихся была ведущей, однако сейчас. Постепенно утратила свое ведущее значение. Однако в последние годы вновь активно стал про ...