Задачи обучающего этапа:
апробировать подобранные методы и приёмы обучения детей 5-6 лет с ОНР различным способам словообразования в повседневной жизнедеятельности;
составить комплекс наглядных пособий, картотеку дидактических игр и упражнений, используемых при обучении образованию слов-действий детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Важность глагольного формо- и словообразования объясняется тем, что глаголу, как самой динамичной части речи русского языка, присуща особенная система грамматических форм словообразования и словоизменения.
В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» обучение детей 5-6 лет правильному употреблению грамматических форм основных частей речи осуществлялось в процессе всех режимных моментов.
В речь детей вводились следующие категории слов-действий:
1. Глаголы неопределённой формы в сочетании с другими глаголами, обозначающими:
- начало действия (Данила начал поправляться;Данила стал выздоравливать);
- умение /или неумение (я умею лепить, но не умею ещё читать);
- цель (мы едем отдыхать);
- сочетания со словами надо, можно, нельзя (надо рано вставать; нельзя разговаривать; можно читать).
2. Некоторые глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени с частицей -ся и без неё (я буду играть – я поиграю; он будет одеваться – он оденется).
Дети учились правильно употреблять глаголы в форме 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа. Дошкольникам предлагалось правильно употреблять категорию рода, соотнося действие и предмет женского (девочка сказала), мужского (мальчик читал) или среднего рода (солнце сияло) с глаголами прошедшего времени.
На прогулке, в играх детей подводили к образованию повелительного наклонения глагола-действия, к которому кто-либо побуждает кого-либо (иди, беги, идём, бежим, пусть бежит, идёмте), и к образованию сослагательного наклонения – возможного или предполагаемого действия (играл бы, читал бы).
Формирование грамматических навыков у детей происходило как в процессе бытового общения, так и при проведении специальных речевых упражнений, при работе с картинками. Например,
Одной из эффективных форм обучения детей употреблению глаголов настоящего и прошедшего времени служит дидактическая игра (игра - упражнение). Во время игр детям предлагалось выполнить определённые действия: рисовать, строить, собрать что-то, одеть, накормить куклу и т.д.
Во время выполнения этих действий или после того, детей просили отвечать полными фразами:
- Что ты сейчас делаешь?- Я рисую самолёт (я строю дом);
- Что ты делал? – Я рисовал самолёт;
- Что ты сделал? – Я нарисовал самолёт.
В процессе коррекционной работы использовались разнообразные методы и приемы.
День недели |
Режимный момент |
Цель |
Методы и приёмы | |
понедельник |
1 |
Организация настольных игр |
Учить соотносить слово с изображенным на картинке действием |
Дидактическая игра «Лото» |
2 |
Подготовка к прогулке |
Обучение образованию глаголов приставочным способом |
Вопросы, указания | |
вторник |
1 |
Работа в книжном уголке |
Обучение употреблению в речи глаголов движения (ехать, идти, бегать) |
Рассматривание иллюстрации, беседа, вопросы |
2 |
Прогулка |
Упражнять в образовании глаголов единственного и множественного числа |
Игра с мячом «Один - много» | |
среда |
1 |
Индивидуальная работа по развитию речи |
Обучение образованию синонимических пар глаголов |
Дидактическая игра «Скажи по-другому» |
2 |
Работа по ОБЖ |
Обучение употреблению в речи глаголов состояния (спать, говорить, есть), образованию глаголов приставочным способом |
Беседа «Один дома» | |
четверг |
1 |
Прогулка |
Учить употреблять глаголы неопределенной формы в сочетании со словами можно/нельзя |
Игра с мячом «Можно - нельзя» |
2 |
Индивидуальная работа по развитию речи |
Упражнять в образовании глаголов с помощью продуктивных приставок |
Дидактическая игра «Птичка» | |
пятница |
1 |
Прогулка |
Обучение образованию антонимических пар глаголов приставочным способом |
Дидактическая игра «Наоборот» (можно с мячом) |
2 |
Индивидуальная работа по развитию речи |
Обучение образованию глаголов совершенного вида с помощью приставок |
Дидактическая игра «Сначала… потом» |
Похожие статьи:
Управление коллективом в детско-юношеском спорте
Коллектив в детско-юношеском спорте является уникальной общностью, обладающей рядом специфических черт, но подчиняющаяся и общим педагогическим теоретическим правилам. Настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов: 1. социально-психологическая адапт ...
Первые письменные педагогические источники на Беларуси и дальнейшее
развитие педагогической мысли в XIV-XVII
вв
История педагогической мысли Беларуси - это отражение многовековой жизни белорусского народа, его трудовых усилий, борьбы, стремления к социальной справедливости. Развитие материальной и духовной культуры во многом обязано народной педагогике, которая обеспечивала преемственную связь поколений, пер ...
Речь и мышление в методике преподавания русского
языка
Современная школа уделяет много вниманию развития мышления в процессе обучения детей с ОНР. Возникают вопросы: какое место в решении этой задачи принадлежит речи и речевым упражнениям? Можно ли отождествлять речевое развитие с развитием мышления? Мышление не может успешно развиваться без языкового ...