Образование: статьи и материалы » Формирование профессиональной компетенции будущих дизайнеров средствами изобразительного искусства

Формирование профессиональной компетенции будущих дизайнеров средствами изобразительного искусства

Глобальные изменения в современном обществе требует подготовку специалистов с инновационным творческим типом мышления, с развитой мировоззренческой культурой, с этническим отношением к миру. Такие специалисты должны уметь анализировать социально-экономический прогресс, принимать решение, соответствующее положению рыночной экономике, и выполнять их. Связи с этим одной из главных задач высших учебных заведений является профессионально (высоко) квалифицированных и профессионально компетентных специалистов. А в последнее время возросло значение формирования профессиональной компетентности каждого специалиста, так как высокий уровень профессиональной компетентности повышает конкурентоспособность будущего специалиста.

Вопросы подготовки кадров в высших учебных заведениях находят свое отражение и в государственных нормативных документах. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы от 11 октября 2004 года, разработанная на основе Послания Президента Республики народу Казахстана от 19 марта 2004 года «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной наций» одной из задач ставит повышенные качества подготовки высококвалифицированных и компетентных специалистов. В результате реализации Программы: будет создана эффективная система управления образованием, обеспечивающая формирование профессионально-компетентной личности, конкурентоспособного специалиста, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость профессиональной деятельности, нести ответственность за ее результаты.

Высокоэффективная система образования является одним из основных факторов обеспечения устойчивого роста и развития экономики и общества страны не оставляет без внимания и вопросы подготовки профессионально компетентных специалистов в области дизайна, так, как всем хорошо известно, какое развитие получил в нашей стране за последнее десятилетие дизайн. Он проник едва ли не во все сферы производства – изготовления не только товаров народного потребления, но и в разработке фирменного стиля, в проектирований промышленных интерьеров и офисов, экспозиции выставок и специальных услуг. Дизайн вступил в прямые контакты с архитектурой, прикладными и изобразительными искусствами, подчас претендуя на монополию рационального конструирования всей среды человеческого обитания.

Речь идет о профессии дизайнера, в области искусства проектирования среды, профессии, базирующейся на глубочайших традициях культуры художественного проектирования, формирующей при этом собственный аспект внимания и деятельности, лежащей на стыке таких областей художественного творчества, как архитектура и искусство организации среды. Средовая ориентация деятельности дизайнера предельно широка, касается самых различных областей материально-художественной культуры – промышленного искусства, оформительского искусства, искусства экспозиции, театра, кино, непосредственно формирующих окружающую нас предметно-визуальную реальность.

В тоже время суть, предназначение и возможности дизайна, его место в производственно – экономической и, тем более, культурной сферах общества не всегда ясны не только основной массе общества, предпринимателей, студентов учебных заведений. Практики со стажем, искусствоведы, педагоги и особенно философы расходятся в оценках целей, задач, перспектив этого феномена XX века.

Дизайн возникла, на глазах одного поколения и утвердилась как новая профессиональная, творческая деятельность в области художественного проектирования, которую нужно как-то осмыслить. В связи с этим многими искусствоведами, архитекторами, философами написано не мало научных трудов и вполне понятно что напишут еще больше (Аронов В.Р., Ахромов Я.В., Безмоздин Л.Г., Глазычев В.Л., Ефимов А.В., Каган М.С, Кантор К., Кузмичев Л.А., Лазарев Л., Мальдонадо Т., Минервин Г.Б., Мосорова Н.Н., Рунге В.Ф., Сеньковский В.В., Сидоренко В.Ф.,). Писали они о многом, но по отдельности – оказалось, что все эти отдельные фрагменты знаний вовсе не просто соединить в единое целое и это потребует больших усилий.

При множестве частных определений дизайна, выработанных в литературе, наибольшей четкостью отличается определение, принятое в 1964 году международным семинаром по дизайнерскому образованию в Брюгге: "Дизайн – это творческая деятельность, по разработке (проектированию) формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя".

Со временем дизайн расширилось, и в настоящее время последний не ограничивается лишь улучшением внешних свойств продукта. Более того, отмечают эксперты, на Западе промышленный дизайн в его традиционном понимании переживает эпоху заката, меняется привычное представление о нем. Дизайн в большей степени охватывает структурные и функциональные связующие, которое превращают систему в последовательное, упорядоченное единство, рассматриваемое как со стороны пользователя, так со стороны разработчика. Он становится глобальным инструментом, задачи которого связаны с рождением потребностей, с созданием уникального образа конкретного продукта, отличающего его от других подобных. По мере того, как возрастает ценность эмоциональный, интуитивной составляющей продукта, появляется потребность в новом типе дизайнеров. Перед молодыми, «начинающими» дизайнерами стоит задача овладения всеми сторонами своей будущей профессиональной деятельности, формирования себя как субъекта проектной деятельности. Уже начало вступления в профессию стимулирует молодого учителя к творческому решению непохожих друг на друга ситуаций. Сама профессия дизайнера является творческой деятельностью, и развитие творческих возможностей будущих дизайнеров создает реальные условия для обогащения интеллектуального, эмоционального, нравственного потенциала личности, стимулированию его профессионального совершенствования.

В последние годы исследования в области профессионального образования, ориентированного на формирование профессиональной компетентности у будущих специалистов получили соответствующее развитие. Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования посвящены научные работы В.В. Евдокомова, Б.Т. Кенжебекова, Ш.К. Жантлеуова, А.Л. Смятских, Г.А. Колесникова, М.В. Семенова, Х.О. Карасаева, Ф.К. Шуканова, С.И. Ферхо и многих других.

На сегодняшний день разработаны такие аспекты профессиональной компетентности как: организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетенции рабочих в учебных центрах предприятия – Д.Г. Мирошиным; педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих педагогов в вузе – М.В. Семеновой; развитие профессионально-педагогической компетентности мастеров профессионального обучения во время их подготовки в средних специальных учебных заведениях – В.В. Евдокимовым; повышение квалификации инженерно – педагогических кадров как средство формирования их профессиональной компетентности – Ф.К. Шукановой; профессиональная компетентность учителей по использованию электронных учебных изданий в процессе обучения – С.И. Ферхо; психолого-педагогическая компетентность учителя – И.А. Колесниковой; процесс формирование профессиональной компетентности будущих педагогов профессионального обучения в системе непрерывного образования «колледж-вуз» – Н.Р. Шаметовым.

Однако, несмотря на то, что проблеме формирования и развития профессионально-педагогической компетентности уделяется достаточно большое внимание, задача поиска новых научно педагогических подходов к ее решению остается злободневной. В связи с тем что дизайн стал глобальным явлением в современном обществе, возрастает требование по подготовке профессионально компетентных специалистов дизайнеров.

Профессиональная деятельность дизайнера во многом связана с умением разработки форм промышленных изделий и организацией пространства средствами графического изображения и основным показателем компетентности является знание законов различных видов перспектив применяемые в разработке проектов и профессиональное владение арсеналом художественных средств – графики и проектной графики, композиций, светотени, цвета и колорита, пластики и динамики. Многовековой опыт преподавания искусства и художественного творчества показал, что основу этих знаний составляет рисунок. Под словом «рисунок» подразумевается ясное, выразительное и четкое изображение конкретной формы. Употребляется этот термин в различных видах искусства по-своему, приобретая свое особое значение.

На сегодняшний день основным критерием оценки выпускника вуза являются, в основном, знания. В то же время потребность оценивать результаты образования, т.е. компетентность, не ограничиваясь качеством знаний, становится очевидной. Компетентностный подход в рамках знаниевой парадигмы обусловливает набор компетенции как совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности по отношению к определенному кругу предметов и отношению к ним. Этот же подход, но уже в рамках личностно ориентированной парадигмы, задает набор компетенции, ориентированных на смысловую составляющую любого вида деятельности. Обладая такими компетенциями, т.е. знаниями и умениями, возникающими в результате специально инициированной учебной деятельности, будущий учитель получает возможность выстраивать свою индивидуальную деятельность адекватно вызовам времени.

Однако, в изученных нами исследованиях абсолютно не рассматриваются особенности процесса формирования, формы, методы формирования профессиональной компетентности будущих дизайнеров.

Налицо возникшее в практике высшего образования противоречие между объективно возросшим значением профессиональной компетентности дизайнеров, необходимостью формирования ее у студентов в процессе изучения дисциплин изобразительного искусства недостаточной ее теоретической разработанностью.

В поисках путей преодоления возникшего противоречия, мы сформулировали проблему исследования, сущность которой заключается в определении педагогических условий, способствующих эффективному формированию профессиональной компетенции студентов средствами изобразительного искусства. Недостаточность разработки данной проблемы в теории и практике обусловили выбор темы исследования: «Формирование профессиональной компетенции будущих дизайнеров средствами изобразительного искусства».

Объектом исследования: процесс подготовки дизайнеров.

Предмет исследования: содержание изобразительного искусства в подготовке дизайнеров.

Цель исследования: теоретическое определение и практическая разработка (реализация) формирования профессиональной компетенции будущего дизайнера средствами изобразительного искусства.

Гипотеза исследования: формирование профессиональной компетенций будущих дизайнеров соответствующей современным требованиям, предъявляемым к уровню подготовки будущих специалистов, будет значительно эффективнее если в процессе подготовки данного специалиста будет уделяться особенное внимание изучению дисциплин изобразительного искусства, так как с помощью специальных дисциплин этого направления можно привить студентам основные навыки организации пространства средствами графического изображения. Изучат законы различных видов перспектив применяемые в разработке проектов и профессионально овладеют арсеналом художественных средств – графики и проектной графики, композиций, светотени, цвета и колорита, пластики и динамики, что несомненно является основными показателями компетентности дизайнера.

Задачи исследования:

- выявить основные требования профессиональной компетенций дизайнера;

- проанализировать состояние дисциплин изобразительного искусства в системе дизайн-образования;

- определить особенности и возможности изобразительного искусства в процессе подготовки дизайнера;

Ведущая идея исследования: формирование профессиональной компетенции как целостного образования личности дизайнера должно осуществляется в процессе активного изучения изобразительного искусства и освоения основных навыков организации пространства средствами графического изображения.

Структура диссертации определена логикой последовательного решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.

Во введении обоснованы актуальность, проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, а также его научная новизна, теоретическая и практическая значимость и изложены основные положения, выносимые на защиту.

В первом разделе «Теоретические основы профессиональной компетенций будущих дизайнеров» проанализированы основные подходы к изучению понятий «компетентность», «профессиональная компетентность», уточнены сущность, структура и содержание профессиональной компетенции будущих дизайнеров. Определены основные понятия и определения дизайна как особой формы проектной деятельности.

Во втором разделе «Дидактические основы формирования профессиональной компетенции будущих дизайнеров» выявлены и обоснованы основные педагогические условия формирования профессиональной компетенции будущих дизайнеров средствами изобразительного искусства, изложены изобразительные и выразительные возможности дисциплин художественного цикла и проанализированы результаты опытно-педагогической работы.

В третьем разделе «Основы обучения дисциплине «Рисунок» будущих дизайнеров» составлен тематически план дисциплины «Рисунок», содержание самостоятельной работы и СРСП, разработан учебная рабочая программа дисциплины.

В заключении обобщены теоретические, прикладные и практические результаты исследования; сформулированы основные выводы, подтверждающие гипотезу и доказывающие истинность положений, выносимых на защиту.


Похожие статьи:

Профориентация молодежи как социологический и педагогический феномен
Социальная работа, как форма практической деятельности, трактуется в широком и узком смысле. В узком смысле – это деятельность, осуществляемая специалистами и их добровольными помощниками, направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную жизненную си ...

Понятие аграмматической формы дисграфии
Причинами возникновения аграфии у грамотных людей могут быть перенесенные мозговые заболевания различной этиологии и травмы головного мозга в левом полушарии. В этих случаях нарушения письменной речи выражаются в ее распаде с различной степенью тяжести. У ребенка дисграфия часто бывает связана с ра ...

Общее понятие компетентности
В педагогической литературе часто используются и уже «устоялись» термины компетенция, компетентность. Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью обновления содержания образования. Среди множества причин, сдерживающих обновление образования, можно назвать его известную ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru