Среднеарифметический балл сформированности экономических представлений в контрольном классе на начало эксперимента составил 53, 6 %.
Выводы:
Учащиеся 1 группы в ходе данного эксперимента показали, что экономические понятия и отношения у детей младшего школьного возраста в подавляющем большинстве сформированы, но имеющиеся знания фрагментарны и отражают детское восприятие экономических процессов, излагаемое средствами массовой информации и точкой зрения родителей.
Учащиеся 2 группы показали, что экономические знания и отношения сформированы достаточно объемно.
Различия в уровне сформированности экономических представлений у учеников 2 «А» (экспериментального) класса и 2 «Б» (контрольного) класса, представим с помощью диаграммы (рис. 1).
Рис. 1. Различия в сформированности экономических представлений у учеников 2 «А» (экспериментального) класса и 2 «Б» (контрольного) класса
По итогам констатирующего эксперимента были сделаны следующие выводы:
У детей 1 группы уровень экономического воспитания ниже среднего, на уровне бытового восприятия, основанного на личном опыте. Многие общеизвестные экономические термины им не известны, однако детьми были предприняты успешные попытки дать определения некоторым из этих понятий. 40% детей не смогли дать определение понятию «экономика», а 60% - определили «экономику» через понятие «экономить». Среднеарифметический балл сформированности экономических представлений по экспериментальному классу на начало эксперимента составляет 33,2%.
Их знания экономических понятий находятся на уровне детского восприятия этой сферы жизни общества и основываются на информации, распространяющейся средствами массовой информации и родителями.
У детей 2 группы уровень экономического воспитания средний, понятие о бережливости сформировано не только на уровне бытового восприятия, но и имеет в своей основе экономическую подоплеку, что свидетельствует о попытке интерпретировать данное понятие через экономические познания в данной области. Среднеарифметический балл сформированности экономических представлений в контрольном классе на начало эксперимента составил 53, 6 %. На наш взгляд, это результат занятий по экономике в начальной школе.
С младшими школьниками обоих групп была проведена беседа об экономике. «Экономика» в переводе с греческого буквально означает «искусство бережного ведения домашнего хозяйства» и с детьми была проведена беседа, в ходе которой удалось выяснить какие обязанности дети выполняют по дому, а также на приусадебном участке. Каждый ребенок в классе рассказывал о том, как он помогает маме, папе, дедушкам и бабушкам, в чем старается быть бережливым. Наиболее распространенными были следующие ответы:
- Заправляю постель;
- Мою посуду, стараюсь не разбить;
- Убираю свою комнату, чтобы все вещи лежали на своих местах и не терялись, не портились;
- Гуляю с собакой;
- Выношу мусор.
- Убираю за кошкой, хомячком;
Более разнообразными видами деятельности ребята занимаются на приусадебном участке:
- Собираю ягоду;
- Пропалываю огород и т.п.
Таким образом, мы видим, что младшие школьниками участвуют своим посильным трудом в экономической жизни семьи. Чем больше ребенок будет трудиться, тем эффективнее будет его экономическое воспитание, так как эффективное экономическое воспитание возможно только в труде.
В ходе констатирующего этапа в обеих экспериментальных группах был выявлен интерес к проблеме экономического воспитания младших школьников. Интерес младших школьников способствует разработке новых средств для выявления уровня экономического воспитания младших школьников.
2. Этап. Формирующий эксперимент
На данном этапе проводилось формирование основ экономического знания и экономического воспитания, в том числе и по такому показателю как «бережливость» младших школьников
На формирующем этапе нашего эксперимента младшим школьникам были предложены задания, направленные на формирование основ экономического знания и экономического воспитания младших школьников. Были разработаны уроки по программе, предложенной системой Л. В. Занкова.
В связи с этими положениями в экспериментальном классе было проведено несколько уроков по данной программе.
При определении средств и методов обучения и воспитания мы исходили из предположения, что эффективное экономическое воспитание младших школьников будет осуществляться, если для обеспечения соответствующего состояния детей, используются известные факты из литературы и мультипликационных фильмов; обеспечены условия для совместного творчества учителя и учеников; учитываются основные особенности младших школьников.
Похожие статьи:
Коррекция и самоконтроль при обучении грамматики
Основная практическая цель обучения иностранному языку в школе, как известно, состоит в «формировании умений и навыков понимания мыслей других людей (в устной и письменной формах) и выражение своих мыслей (тоже в устной и письменной формах)». Следует отметить, что критерием сформированности навыка ...
Воспитание и формирование личности
Воспитание можно рассматривать с 3-х сторон: в широком смысле – система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека; в узком смысле – это формирование у человека систем определенных нравственных качеств, взглядов и убеж ...
Методические рекомендации по использованию дидактических игр как средства
развития наглядно-образного мышления дошкольников
Решение задач в образном плане на использование вспомогательных средств в проблемной ситуации детьми 5-6 лет происходит наиболее успешно, если использовать в процессе обучения игры типа «Достань шарик», «Как достать», «Поставь машину в гараж» и другие, в которые непосредственно включены разнообразн ...