Мировой практикой хозяйственного и культурного развития давно и точно установлено, что среди всех возможных инвестиций самыми надежными являются инвестиции в человеческий капитал, от качества которого зависит будущее цивилизации, вступившей не только в новый век и новое тысячелетие, но и в новую эпоху глобализации и универсализации, стремительного перехода цивилизации к новой форме развития, когда количественный рост сменяется эрой качественного совершенствования человечества.
Происходящие в настоящее время преобразования в РФ, в том числе становление рыночных отношений, обусловили необходимость воспитания школьников с учетом рыночного опыта. Поэтому особенно актуальным становится экономическое воспитание.
Интерес школьников и их родителей к экономическому воспитанию вызвал необходимость введения в программы общеобразовательных школ учебных предметов, направленных на изучение основ экономики.
Во многих школах предмет «Экономика» включен в учебные планы. В настоящее время разработаны и широко применяются в школе курсы экономики следующих авторов: Л. Антоновой, И. Липсица, Б. Райзберга и др.
Проблемы экономического воспитания школьников рассмотрены в трудах следующих ученых: А. Ф. Аменд, Ю. К. Васильева, Б. З. Вульфова,
Е. Н. Землянской, М.Б. Рамазова, Н.С. Толстого, Л.П. Фридмана и др. Перечисленные авторы считают целесообразным начинать экономическое воспитание как можно раньше.
При строгом научном подходе, экономическое образование и экономическое воспитание следует рассматривать как две разные, хотя и органически переплетающиеся стороны единого процесса и явления - экономической подготовки. Экономическая подготовка – это процесс и результат усвоения учащихся экономическими знаниями, навыками и умениями.
Экономическое воспитание – это систематическое, целенаправленное, воздействие общества на человека в интересах формирования знаний, умений и навыков, потребностей и интересов и других социально-психологических качеств, а главное – образа мышления и деятельности, в выработке определенных черт экономически воспитанной личности, соответствующих природе рынка.
Особую актуальность вопросы экономической подготовки приобретают в настоящие время.
Реформа школы предполагает коренное улучшение трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников на содержания обучения с производительным трудом, дополнить всеобщее среднее образование молодежи всеобщим профессиональным образованием.
В тесной связи с трудовым обучением должно обеспечиваться и экономическое воспитание учащихся. Это значит, что учащиеся должны включаться в активную экономическую деятельность.
Несмотря на выше изложенные обстоятельства, определяющие актуальность выбранной темы дипломной работы, в начальной школе до сих пор продвижение экономических знаний идет крайне медленно.
Учитывая изложенное, и исходя из реальных требований жизни, и с учетом социально – экономических перспектив, необходимо осуществлять экономическое воспитание детей младшего школьного возраста.
Проблема исследования: каковы условия экономического воспитания младших школьников.
Объектом исследования в дипломной работе является психолого-педагогический процесс экономического воспитания младших школьников.
Предметом исследования являются психолого – педагогические условия экономического воспитания младших школьников.
Цель: изучить психолого-педагогические условия и приемы экономического воспитания младших школьников.
При написании дипломной работы поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы экономического воспитания младших школьников.
2. Изучить возрастные особенности экономического воспитания младших школьников.
3. Изучить психолого-педагогические условия экономического воспитания младших школьников.
4. Рассмотреть приемы экономического воспитания младших школьников.
5. Экспериментально исследовать уровень экономических представлений младших школьников.
6. Разработать задания, упражнения по формированию экономических представлений младших школьников.
Гипотеза: экономическое воспитание младших школьников будет успешнее, если соблюдаются следующие условия:
- учитываются возрастные и индивидуальные особенности учеников;
- используются задания, направленные на формирование экономических представлений младших школьников;
- используются психолого-педагогические приемы экономического воспитания.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент.
Похожие статьи:
Роль и цели обучения грамматике
Грамматика – это объект постоянных споров в методике. Известны разные подходы к решению вопроса о роли и месте грамматики в изучении Иностранных языков. При грамматико-переводном методе грамматика являлась отправным моментом и целью обучения. «Свободное искусство» - «grammatica» (lat.) – считалось ...
Диагностика уровней сформированности логического мышления у детей младшего
школьного возраста
Для проведения работы по развитию логического мышления учащихся младшего школьного возраста на базе МОУ Утинская СОШ был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие учащиеся 4 классов в количестве 17 человек. 4 «А класс в количестве 9 человек представлял контрольную группу учащихся, а 4 «Б ...
Необходимость изучения компьютерной графики
в средней школе
Известный российский педагог Б.С. Гершунский в своей работе "Философия образования для XXI века" подчеркнул необходимость исследования "путей повышения эффективности педагогического процесса на основе его принципиальной переориентации: от преимущественно исполнительной, репродуктивно ...