Игры и игровые задания- упражнения к школьным разделам языкознания. Речевая коммуникация детей легко проявляется в игровой деятельности, так как это естественная деятельность, требующая речевых умений. Все коммуникативно - лингвистические игры со словом и игровые задания имеют одновременно обучающую, развивающую и развлекательную направленность. Цель игр со словом - превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение, развитие у детей эмоциональной сферы, образно- чувственного мышления; развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие; формирование чувства слова, языковой интуиции, обогащение словаря. Предлагаемые игры и игровые задания предназначены для индивидуального и коллективного выполнения и выбираются учителем по его усмотрению. Они могут быть полностью использованы, частично изменены и дополнены в зависимости от конкретных дидактических целей и задач, а также от уровня подготовленности класса. Занимательный игровой материал учитель сможет применить в ходе изучения ведущих разделов школьного языкознания, таких как: «Фонетика», «Морфология», «Лексикология», «Синтаксис». Данные игры можно использовать не только на основных занятиях по русскому языку, но и в качестве нетрадиционной формы итогового контроля при закреплении, обобщении отдельных учебных тем, того или иного школьного раздела науки о языке, во внеклассной работе, а также в качестве олимпиадных заданий по русскому языку.
К разделам «Фонетика» и «Графика». Расшифруйте анаграммы. Если какое- либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называют анаграммами ( греч. «ана»- пере, «грамма»- буква): «липа»- «пила». Условие: Участники игры, разделившись на команды, могут загадывать друг другу анаграммы, назначая или штрафы проигравшим, или очки выигравшим. Командный, состязательный элемент игры усилит осваиваемую школьниками словесно – игровую ситуацию. Задание: Придумайте новые слова, состоящие из этих же букв в другом порядке: атлас (салат), акт (так), адрес (среда), рад (дар), армия (Мария, мир), автор (товар, отвар, вор), образ ( бор, роза, раб), слово ( волос, вол ), чувство ( ус, вот). Методические цели и задачи: - Развивать находчивость, смекалку, логику у учащихся; - развитие речи учащихся; - сплочение коллектива; развитие коллективизма у учащихся; - воспитания у учащихся чувства языка. Игра в неполные слова. Условие: Учитель записывает на доске столбик букв, ставя вместо согласных точки. Дети отгадывают слова только по данным гласным. Игра проводится устно или письменно, по группам или как соревнование отдельных ребят. Часто бывает два или три возможных ответа. Задание: Сделайте неполные слова полными. Примерные ответы: комната, вокзал, доклад, телевизор. Методические цели и задачи: - развитие у учащихся эрудиции, смекалки, находчивости, мышления; - развитие речи учащихся; - воспитание у учащихся любви к русскому языку;
К разделу «Морфология». Эстафета восторга ( к теме «Глаголы и их роль в нашей речи» ) Задание: Используя данные глаголы , обозначающие чувства (любить, радоваться, восхищаться, восторгаться, наслаждаться, обожать), составьте словосочетания или предложения. Условие: Для выполнения этого игрового задания школьники делятся на две команды и рассаживаются по рядам друг за другом. Ведущий дает членам команд, сидящим первыми, карточки с записанными на них глаголами чувства. Выполнив задания, члены команд передают карточки сидящим сзади. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее (выразительнее) составит словосочетания и предложения. Методические цели и задачи: - дети знакомятся с глаголами, выражающими чувства;
- знакомятся с синонимами, синонимическим рядом; учатся различать оттенки синонимов;
- обогащение словарного запаса учащихся;
- развитие речи учащихся;
- развитие чувства коллективизма у учащихся;
- воспитание у учащихся чувства языка.
К разделу «Синтаксис». Угадай подлежащее! ( к теме «Главные члены предложения. Подлежащее». ) Задание: Ведущий предлагает загадки, в которых даны сказуемые, но нет подлежащего. Дети отгадывают каждую загадку и вставляют отгадку- слово- подлежащее- в текст загадки. 1.Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. ( Дерево ) 2.По земле ходит, неба не видит, ничего не болит, а все стонет. ( Свинья ) 3.Крыльями машет, а улететь не может. ( Ветряная мельница ) 4.Летом вырастают, а осенью опадают. ( Листья ) 5.Не лает, не кусает, а в дом не пускает. ( Замок ) 6.Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает. ( Ухват ) Условие: Дети должны соблюдать очередность, не выкрикивать, т.к. ответ не будет засчитан. Методические цели и задачи:
- знакомство учащихся с главными членами предложения;
- знакомство с подлежащим;
- развитие у учащихся смекалки, находчивости; - воспитание у учащихся чувства языка. Придумать небылицу за 10 минут. Задание: Учитель пишет какую- либо фразу ( или несколько ), затем загибает листок, чтобы не было видно написанного, и передает ученику. Теперь на чистом месте ученик пишет свою фразу. Тоже загибает листок и отдает его другому. Условие: Писать разрешается все, что угодно, но есть одна тонкость, которую нужно помнить: все эти фразы должны отвечать ( по порядку ) на такие вопросы:
Похожие статьи:
Исследование проблемы развития речи дошкольника в отечественной психологии
Отечественный психолог А.Н. Леонтьев в своих работах («Психологической исследование речи»; «Речевая деятельность») рассматривал язык и речь, как частное использование языка с точки зрения специфической деятельности человека. В работах поднимаются вопросы общения как деятельности, социального смысла ...
Расширение личного кругозора как фактор конкурентоспособности
Личность в психологии - системное качество, приобретаемое индивидом в конкретной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения. Личность начинает формироваться в раннем детстве, далее - в процессе обучения в школе, в студенческих группах, а затем в раз ...
Психолого-педагогические аспекты развития связной
речи дошкольников
Многое в жизни человека зависит от способности к общению, а речь — инструмент общения, его главное средство. Хорошо владеющий речью человек ценится в любом обществе, как ценится и человек, наделенный "талантом общения" или воспитавший, развивший его в себе. Поэтому не случайно развитие ре ...