Объект исследования. Процесс и результат решения младшими школьниками средней общеобразовательной школы № 65 города Кемерово задач на понимание экономических представлений.
Предмет исследования: способность младших школьников к объяснению экономических терминов.
Задачи исследования. Исследовать механизмы запоминания и формирования экономических представлений у младших школьников, реализуемые:
• с опорой на функциональные механизмы;
• с опорой на функциональные и операционные механизмы.
Гипотеза исследования. Ученики 2 «А» и ученики 2 «Б» класса имеют разные уровни сформированности экономических представлений.
Экономическое воспитание младших школьников будет успешнее, если соблюдаются следующие условия:
- учитываются возрастные и индивидуальные особенности учеников;
- используются задания, направленные на формирование экономических представлений младших школьников;
- используются психолого-педагогические приемы экономического воспитания.
Метод исследования. Экспериментальное исследование
База исследования:
1группа – учащиеся 2 класса «А» Средней общеобразовательной школы № 65 г. Кемерово, в составе 25 детей. В данной группе обучение велось по традиционной форме, то есть дисциплина «Основы экономики» школьниками не изучалась;
2 группа – учащиеся 2 класса «Б» Средней общеобразовательной школы № 65 г. Кемерово, в составе 25 детей. В данной группе обучение проводилось по системе Л. В. Занкова, дети изучают дисциплину «Основы экономики».
Экспериментально – исследовательская работа проводилась в 3 этапа:
1. Констатирующий эксперимент. На этом этапе производился контроль знаний и умений младших школьников, на основе проведенных с ними бесед, тестовых заданий. Были разработаны критерии и показатели уровня экономического воспитания младших школьников.
2. Формирующий эксперимент. На данном этапе детям были предложены задания, направленные на экономическое воспитание, в том числе на формирование бережливости младших школьников.
3. Контрольный этап. В процессе этого этапа проводился контрольный анализ знаний и умений учащихся начальной школы.
Для проведения эксперимента были взяты два 2-х класса: экспериментальный и контрольный.
Целью первого констатирующего эксперимента было выявление уровня сформированности экономических представлений у младших школьников экспериментального класса на начало эксперимента.
1. Этап. Констатирующий эксперимент.
В экспериментальных группах определялась сформированность экономически значимых качеств школьников, в том числе и по категории «бережливость». В ходе эксперимента были применены следующие средства:
1) Анкета №1 для школьников.
2) Диагностическая беседа со школьниками об экономике семьи
Младшим школьникам было предложено дать определение таким понятиям, как: «акция», «потребности», «рынок», «деньги», «банк», «конкуренция», «акция», «фирма», «доход», «бартер». Результаты представим в таблице 1.
Таблица 1 Уровень сформированности экономических представлений у младших школьников экспериментального класса на начало эксперимента (1 этап)
№ п/п |
Ф.И.О. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Всего, правильных ответов, % |
1. |
Андрисенко Св. |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
50 |
2. |
Бабаев Борис |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
40 |
3. |
Бойков Макс. |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
20 |
4. |
Борисов Миша |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
10 |
5. |
Бурик Нат. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
60 |
6. |
Васин Дан. |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
30 |
7. |
Гуммель Яна |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
30 |
8. |
Дубровина Юля |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
10 |
9. |
Королькова Вера |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
40 |
10. |
Коваленко Алек. |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
40 |
11. |
Карташев Слава |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
10 |
12. |
Капустин Вит. |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
30 |
13. |
Кожевникова Кс. |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
20 |
14. |
Леонтьев Дима |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
40 |
15. |
Мазепина Кс. |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
40 |
16. |
Махмудова Юля |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
50 |
17. |
Масленников А. |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
30 |
18. |
Мигулева Аня |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
70 |
19. |
Рожкова Мар. |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
40 |
20. |
Рудакова Катя |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
20 |
21. |
Салимова Св. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
10 |
22. |
Смирнова Пол. |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
30 |
23. |
Шевелев Вл. |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
30 |
24. |
Шматова Нат. |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
40 |
25. |
Яковлев Витя |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
40 |
Похожие статьи:
Компетентность как условие развития конкурентоспособной личности
Компетентность как элементе общей культуры современного человека, включает освоение фундаментальных научных знаний, приобретение многосторонних знаний и умений, формирование культурных образцов поведения и взаимодействия в обществе. Если придерживаться представления о школе как о месте для приобрет ...
Рабочая учебная программа дисциплины «Рисунок»
Данный курс предполагает знакомство студентов с основными закономерностями рисунка и композиции, в формировании у них знаний, умений и навыков использования различных систем изображения. Развития художественной наблюдательности, зрительной памяти, образного мышления, творческого воображения, а такж ...
Основные функции дидактической игры
Дидактическая игра - это сложное, многообразное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал у ...