- небольшие по объему, время их заучивания не должно превышать 5 -8 минут, что связано с особенностями детского внимания и недостаточностью развития произвольных процессов;
- с ярко выраженными средствами музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, мелодия);
- разнообразные по стилям и жанрам;
- программные и непрограммные;.
Методы развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Временной характер музыки требует от ребенка активного следования за развитием музыкального образа. Этот процесс основывается на сочетании эмоциональных и интеллектуальных проявлений в ходе музыкального восприятия: важно не только переживать и понимать содержание музыкального произведения, но и отличать его отдельные выразительные средства, осознавать их роль в создании музыкального образа. Поэтому, организуя процесс музыкального восприятия, педагог должен наметить определенную последовательность в его развитии, предусмотреть методы и приемы, обеспечивающие овладение ребенком этим видом музыкальной деятельности.
При практической реализации методов развития у детей музыкального восприятия важно исходить из признания единства эмоционального и интеллектуального компонентов в этом процессе. В связи с этим Б.В. Асафьев предлагал такие педагогические приемы, как: ознакомление путем "живого исполнения" с понятием " о тождестве и контрасте", о "повторяемости или возвращаемости подобного". Вместе с тем важно помнить мнение Б.В. Теплова о том, что одна из труднейших педагогических задач при развитии музыкального восприятия заключается в сохранении эмоционального отношения при всевозрастающей сознательности. В этой связи в выборе методов развития музыкального восприятия ключевой является мысль о восприятии как мышлении, опирающемся на такие операции познания, как анализ и синтез, сравнение, сопоставление и др.
В качестве важнейшего метода развития музыкального восприятия выступает наглядно-слуховой метод, в основе которого лежит звучание самой музыки. При реализации данного метода важно соблюдать следующие рекомендации:
1) Исполнение музыки педагогом должно осуществляться на высоком профессиональном уровне;
2) Для восприятия целесообразно предлагать детям музыкальные произведения в исполнении различных музыкальных инструментов, ансамблей и оркестров;
3) Наряду с инструментальной музыкой широко использовать музыку вокальную (сольную, ансамблевую, хоровую);
4) Учитывать возрастные особенности внимания детей, их способность сосредотачиваться на небольшом (особенно в младшем дошкольном возрасте) по продолжительности музыкальном произведении или его отрывке;
5) При расширении запаса музыкальных впечатлений ребенка соблюдать принцип постепенности и последовательности;
6) При организации музыкальной деятельности ребенка учитывать его установку на восприятие музыки;
7) Использовать различные приемы и методы активизации слухового опыта детей в зависимости от стадии восприятия музыкального произведения.
Исполняя музыкальное произведение, педагог выступает в качестве посредника между композитором и слушателем, поэтому следует так интерпретировать музыкальное произведение, чтобы ребенок понял его смысл, почувствовал, эмоционально и сознательно воспринял его музыкально-образное содержание.
Похожие статьи:
Использование наглядности при формировании
лексических навыков говорения
На начальном этапе обучения иностранному языку наглядность особенно необходима. "Детская природа требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти ему неизвестным словам, и он будет напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их на лету" (В ...
Что такое задача, классы, виды и этапы решения задач
Отношение к решению задач в преподавании физики резко отличалось в дореволюционной школе и в современной. Вследствие существовавшего в школе начала 20 века разрыва между теорией и практикой, преподаватели в общей своей массе не уделяли внимания решению задач по физике, а учащиеся не стремились прим ...
Изучение деятельности классного руководителя
Деятельность классного руководителя многоаспектна и разнообразна и направлена на работу и с детским коллективом, и с родителями. Важной в этой деятельности является индивидуальная работа с каждым учеником. Существует 4 типа задач, которые решаются классными руководителями в процессе взаимодействия ...