Метод создания художественного контекста в процессе развития музыкального восприятия позволяет обогатить представления ребенка о связях воспринимаемой музыки с другими видами искусства или явлениями действительности. Средствами, используемыми при реализации данного метода, могут стать литературные, поэтические произведения, произведения живописи, а также жизненные ситуации. В результате использования этих средств ребенок глубже понимает и чувствует эмоциональный строй музыкальных произведений, а его музыкальное мышление обогащается новыми ассоциативными связями.
Метод переинтонирования направлен на развитие восприятия музыки на интонационной основе. Приемы, используемые в процессе реализации данного метода (сравнения, контрастного сопоставления различных произведений и др.) позволяет ребенку проследить за развитием интонаций музыкального произведения, их изменением, установить ассоциативные связи вновь услышанного с предшествующим музыкально-слуховым опытом, отложившимся в музыкальной памяти ребенка при этом смысл воспринимаемой музыки постигается через сравнение интонаций внутри одного музыкального образа, через соотношение интонаций разных частей одного музыкального произведения, в котором взаимодействуют различные образы и которым свойственно развитие различных контрастных тем .
Так, прием контрастного сопоставления различных по образному строю музыкальных произведений, таких как, например, "Плакса" и "Злюка" Д. Кабалевского, позволяет раскрыть ребенку смысл этих музыкальных произведений на основе анализа изменений одной и той же интонации. В результате переинтонирования мелодического оборота, лежащего в основе музыкального произведения "Плакса" (изменения его мелодико-ритмической, темповой, динамической основы), произошло и содержательное изменение самого музыкального образа. Из плпксивого, стонущего, жалобного он перевоплотился в жестокий, злой, резкий, "колючий". Раскрытие смысла музыки через интонацию в процессе ее изменения и развития формирует у ребенка восприятие музыки, адекватное ее интонационной природе.
Метод переинтонирования в каждом конкретном случае используется индивидуально. Такой подход обусловлен не только педагогическими задачами, но и спецификой интонационной выразительности музыкальных произведений.
Таким образом, рассмотрев методы и музыкальный репертуар, необходимо отметить, что, организуя процесс музыкального восприятия, педагог должен наметить определенную последовательность в его развитии, предусмотреть методы и музыкальный репертуар, которые определяют содержание работы с детьми по музыкальному восприятию – это существенная часть работы.
Музыкальный репертуар, используемый в процессе развития детского музыкального восприятия, определяет содержание музыкального образования ребенка в целом. В связи с этим в качестве его важнейших критериев можно выделить такие, как художественная ценность, воспитательная направленность, педагогическая целесообразность, доступность. Рассмотренные нами методы организации восприятия музыки дошкольниками, предложенные исследователями требуют сегодня на наш взгляд, определенной систематизации действий пеагога с учетом направленности восприятия на определенный аспект развития ребенка. Широко применяемые традиционные методы и приемы также нуждаются в обновлении.
Похожие статьи:
Аксиологическое воспитание в современном образовании
Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Но не менее важную роль играют ценности народного художественного творчества, поскольку именно они формируют этническую детерминанту самосознания. В результате вырастает человек определенной культуры, ...
Понятие о сущности аудиовизуальных средств
Одной из центральных проблем дидактики является поиск новых, более эффективных способов передачи знаний, способов, которые позволили бы дать учащимся более полную и точную информацию об изучаемом явлении, т.е. облегчить процесс обучения. Любая перспективная система образования уже не может ориентир ...
Картинный диктант
Этот вид работы использую на всех этапах работы со словарными словами: при знакомстве с новыми словами, для закрепления написания изученных слов, при проверке усвоения учащимися слов с непроверяемыми написаниями. Для запоминания слов использую разные формы проведения картинного диктанта. Например, ...