- соотнесенность личностных профессиональных стандартов с государственными требованиями к профессии;
- атрибутивное соотнесение (соотнесение успехов и неудач государства с собственными профессиональными);
- единение себя с другими гражданами;
- реализация установок, эталонов и норм профессиональной деятельности во взаимосвязи с общегражданскими установками, нормами и эталонами поведения.
Таким образом, структуру системы регуляции профессионализма гражданской культурой можно представить следующими базисными компонентами:
- мотивационный (положительное отношение к стране проживания и проявление стремления к достижению успехов в профессии на благо обществу и государству);
- когнитивный (знания о профессиональной этике и государственных профессиональных стандартах);
- гностический (способность к рефлексии собственной профессиональной и гражданской позиции);
- регулятивный (сформированное чувство профессионального и гражданского долга);
- эмоционально-волевой (способность к нравственному сопереживанию другим людям, эмоциональному соотнесению с позицией граждан своей страны);
- оценочный (способность относиться к себе и оценивать себя как гражданина, члена гражданского общества).
Способность человека к самореализации в рамках жизненной стратегии по таким направлениям как, как самосознание, самоопределение, самоотношение, рефлексия, смыслообразование, уровень притязаний, самоорганизация, саморегуляция, - во многом определена системой связей в звене «государство-личность». Постижение сущности гражданственности, видение и понимание путей, ведущих к гражданской зрелости личности, имеет сегодня не только теоретическое, но и практическое значение.
Учитель должен являть обучающимся образец гражданственности, профессионализма, то есть фактически быть той личностью, которая одной из первых представляет человеку обществу как социальную реальность. Гражданская культура учителя предусматривает формирование следующих черт:
· выраженная гражданская позиция педагога, включающая уважение к основам конституционного строя;
· ценностное самоопределение учителя, включающее признание ценностей многообразия и толерантности;
· демократический стиль педагогической работы, включающий позитивную направленность на учащихся, стремление к компромиссу, умение слышать и поддерживать оригинальное мнение;
· высокая коммуникативная культура учителя, предполагающая вовлечение обучающихся в планирование и регулирование образовательного процесса.
Выделяются следующие базовые умения и навыки педагога – организатора гражданского образования. Прежде всего учитель должен выступать не столько в роли инструктора и наставника обучающихся, сколько быть организатором их деятельности. Для этого ему необходимо:
· осуществлять межпредметный подход к реализации гражданского образования;
· владеть методикой и использовать активные методы обучения;
· предупреждать и разрешать конфликты, углублять знания в области социальной психологии;
· обладать способностью к самообучению, осуществлять выбор учебных программ, учебников и методического обеспечения учебного процесса;
· быть наделенным культурой толерантного поведения, лидерскими умениями, в частности, умением создавать команду, вести дискуссию;
Похожие статьи:
Отбор и организация грамматического материала
Грамматика, как уже говорилось, не является самоцелью, она – одно из важнейших средств овладения языком, неотъемлемый компонент всех видов речевой деятельности». Первой этот вывод сделала А.А. Любарская, которая ещё в 1934 г. писала: «Ни на одной стадии средней школы изучение грамматики не рассматр ...
Роль и цели обучения грамматике
Грамматика – это объект постоянных споров в методике. Известны разные подходы к решению вопроса о роли и месте грамматики в изучении Иностранных языков. При грамматико-переводном методе грамматика являлась отправным моментом и целью обучения. «Свободное искусство» - «grammatica» (lat.) – считалось ...
Профессиограмма «коммерсант»
Содержание деятельности: профессиональная деятельность коммерсанта осуществляется в сфере товарного обращения и направлена на обеспечение функционирования предприятий всех организационно-правовых форм в целях рациональной организации коммерческой деятельности с учетом отраслевой, региональной и ном ...