Социокультурными задачами образования являются воспитание гражданственности, социальной активности, личностной и профессиональной ответственности, демократичности.
Социализирующие факторы образования – это:
· постоянное обновление образовательного пространства в области политического, социального, правового, исторического, этнического воспитания в соответствии с тенденцией развивающегося демократического общества;
· создание культурной среды в образовательном учреждении, культурного микропространства как решающего фактора развития культуры обучающегося;
· саморазвивающаяся инициативность студентов и преподавателей, способных активно включаться в социокультурные процессы, происходящие в стране и в учебном коллективе;
· ориентация на социопрофессиональные ценности, профессиональное самоопределение, развитие профессиональной педагогической компетентности студентов;
· интеграция в мировое образовательное пространство на основе инновационных технологий обучения;
· демократическое управление открытой образовательной системой, прогрессирующей на основе мультикультурного развития содержания образования и социальной интеграции образования с жизнью общества;
· создание атмосферы социальной активности, эмпатии и уважения в межличностных отношениях.
Все названые образовательные условия необходимы для формирования социального мировоззрения, воспитания согласия в вопросах национальной политики. Необходимо, чтобы учебная деятельность, имеющая профессиональную направленность становилась личной потребностью, осознанной целью образования.
По мнению известного ученого А.А. Бодалева, профессионал – это субъект деятельности, обладающий такими характеристиками ума, воли, чувств или, если хотите смотреть более обобщенно, такими психическими свойствами, которые представляют устойчивую структуру, позволяют ему на высоком уровне продуктивности выполнять ту деятельность, в которой он зарекомендовал себя как большой специалист. Еще А. Адлер утверждал, что только труд, предполагающий социальный интерес и приносящий пользу людям, заслуживает одобрения. Гражданская культура профессиональной деятельности вообще является определяющим фактором для его приятия или неприятия в обществе. Данная посылка позволяет предположить, что кроме категории профессионализма, важна категория гражданственности, государственности личности профессионала.
А.А. Деркач подчеркивает важность профессионального образования как ведущего в формировании основ профессионализма и определяет содержание этапа профессионального обучения, его составляющие:
- понимание целей и задач профессиональной деятельности;
- принятие данных целей и задач профессиональной деятельности;
- соотнесение личной системы мотивов и установок с целями и задачами профессиональной деятельности;
- использование уже сформированных знаний, навыков и умений в период практики и стажировок;
- становление собственных приемов по получению необходимых профессиональных знаний, навыков, умений в период практики и стажировок;
- соотнесение личной системы мотивов и установок с профессиональными целями и задачами;
- формирование и закрепление индивидуально-своеобразной системы внутренних и внешних средств профессиональной деятельности;
Похожие статьи:
Рекомендации воспитателю детского сада по развитию чувства юмора у дошкольников
На основе анализа психолого-педагогической, методической и научной литературы нами разработаны следующие рекомендации воспитателю детского сада по развитию чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста: 1. Поскольку представленная в п. 2.2 программа по развитию чувства юмора у старших дошколь ...
Сущность дидактической игры и ее место в обучении дошкольников
Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность. В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось 2 направления использования игры в воспит ...
Характеристика профессионального образования
Профессиональный лицей – центр непрерывного профессионального образования (технический, строительный, коммерческий, агролицей и т.п.) является учреждением начального профессионального образования. Профессиональный лицей осуществляет реализацию интегрированных образовательных программ начального и с ...