- выстраивание и планирование профессиональной карьеры;
- формирование отношения к традициям, ценностным ориентациям, детерминированным профессией;
- соотнесение личной системы мотивов и установок с нормами образа жизни профессионала в данной области.
Очевидно, что адаптация в профессиональной деятельности, профессиональное становление в целом востребует не только обучение профессии (формирование профессионально важных качеств, знаний и умений личности), но и формирование актуальной системы отношений субъекта деятельности и гражданского общества, государства. Становление профессионала обусловлено социальными, гражданскими отношениями, характером прав и обязанностей, связей и взаимодействий. Это объективно существующий контекст, в который включен человек.
Наряду с актуальным профессиональным становлением личности в настоящее время в обществе все более отчетливо формируется позиция, предполагающая необходимость гражданского становления.
Гражданская культура личности является одной из важнейших составляющих профессионализма, независимо от содержания и специфики деятельности специалиста. Становление гражданской культуры личности профессионала – есть становление системы его отношений к государству, гражданскому обществу, гражданским правам и обязанностям. Изучение трудов Б.И. Додонова, В.Н. Мясищева, В.В. Столина позволяет предположить, что основополагающими составляющими становления гражданской зрелости, как системы и программы отношений, являются: потребности, мотивы, интересы, оценки, эмоции, убеждения. Такая «программа отношений», согласно Б. И. Додонову, побуждает индивида активно искать или создавать жизненные ситуации, в которых запроектированные им отношения могли бы реализоваться и действительно реализуются. Его деятельность в этих ситуациях – источник объективных ценностей. С другой стороны, с этими же программами отношений человек постоянно сверяет свои ситуативно возникающие чувства и мысли и, если они оказываются не такими, какие запрограммированы, стремится подавить их, не дав формироваться «порочному» намерению и прорваться неприемлемым для него мотивам в действие.
Любой профессионал несет в себе внутреннюю систему личностной регуляции поведения и отношений. В этом смысле он является результатом действия системы социализации, а также собственного внутреннего контроля. В итоге такого действия оказывается сформированным определенное отношение профессионала к себе как к представителю группы, общества, государства; стремление соответствовать соотносимой с ним социальной группе, так называемому личностному образцу; ориентация на формирование у себя качеств и умений, адекватных образцу; понимание собственных возможностей как представителя группы, государства.
Гражданская культура, таким образом, оказывает влияние на профессиональную составляющую структуры личности и предполагает определенные формы проявления в профессиональной сфере:
- отношение к профессии в связи со степенью ее актуальности для общества, государства;
- роль и самооценку профессионалом себя как государственного человека, имеющего определенное значение для общества;
- чувство причастности профессионала к делу государственной важности;
- ощущение себя необходимым актуальным для общества и государства;
Похожие статьи:
Реформирование образования в советский период
Примером масштабных реформ образования под влиянием социальных изменений являются реформы в России ХХ в. Революция 1917 г. поставила задачи ликвидации безграмотности населения (раньше задача так не формулировалась, поэтому не было и механизма ее реализации), общедоступности образования, его унифика ...
Роль игры в психическом развитии ребенка
Игра выполняет важную роль в воспитании, обучении, развитии детей, выступая как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Игра широко захватывает всю личность ребенка - умственную, эмоциональную, двигательную, волевую сферы, способствует всестороннему развитию детей. По выр ...
Профессиональная компетентность и культура педагога
Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности ...