Стратегия развития педагогического образования отражает основные принципы образовательной политики, направленной на подготовку компетентных, профессиональных и социально грамотных специалистов, готовых к творческой самореализации и саморазвитию в сфере культуры и в области профессионального труда. Педагогическое образование предполагает решение ряда культурологических задач: рост общей культуры обучающихся, развитие профессиональной и социальной культуры, культуры учебного труда и профессионального мышления, развитие осознанной ценностной ориентации, моральной зрелости личности. В целом, речь идет о формировании гражданской культуры учителя, которая становится важнейшей составляющей компетентности педагога, необходимой для успешной профессиональной деятельности.
Гражданская культура, являясь широким понятием, состоит из следующих компонентов:
1) Когнитивный.
Познавательный блок, или когнитивный, включает в себя взгляды, идеи, убеждения, как результат функционирования гражданского сознания, которые складываются в гражданское мышление.
Когнитивный блок включает в себя следующие элементы знаний: морально-этические, политологические, правовые, социальные, экономические, экологические, основы социально-психологических знаний, знание культурных и исторических достижений народов России и мировой цивилизации.
2) Мотивационно-ценностный.
Включает в себя ценностные установки, такие как уважение прав и достоинства человека; мирный способ разрешения конфликтов; сотрудничество; терпимость; справедливость; открытость; честность; законопослушание; ответственность; патриотизм; настойчивость; уважение власти и ее представителей; уважение чужих и своих трудовых усилий.
3) Эмоционально-оценочный.
Включает в себя умение оценивать свое поведение, опираясь на нормы морали и права; анализировать социальные проблемы и определять пути их практического решения; общаться вести диалог, взаимодействовать с другими людьми, устанавливать конструктивные отношения; принимать решения, брать на себя ответственность и т.д.
Особо важным является развитие навыков критического мышления и коммуникативных навыков.
4) Поведенческий
Поведенческий компонент включает в себя деятельность, основанную на установившейся системе ценностей, отражая социальные умения и навыки. Это гражданская социально-преобразующая деятельность, направленная на развитие гражданского общества – накопление опыта реальных социально значимых дел, участия в гражданских объединениях, акциях, направленных на защиту прав граждан, укрепление правопорядка и т.п. Именно в такой деятельности проявляется приверженность нормам, идеалам. Немаловажную роль в становлении гражданской культуры играют накопленные поколениями традиции и обычаи, которые придают происходящим событиям национальный колорит и неповторимость. Инновации в обществе накладывают свой отпечаток на деятельность людей. Без гражданской деятельности гражданская культура теряет какой-либо смысл. Благодаря социокультурным изменениям происходит поступательное развитие общества, и дальнейшее развитие идеи гражданской культуры.
Социокультурная направленность образования создает предпосылки для формирования личностных смыслов, обусловливает высокую компетентность педагога, расширяет личностные возможности и свободу, повышает ответственность педагога в реализации гуманистической концепции.
Похожие статьи:
Система профессионального образования в РФ
Профессиональное образование – процесс формирования и обогащения установок, знаний, навыков и умений, требуемых для занятия определенным видом оплачиваемой деятельности. Система профессионального образования является сложной и иерархической, динамично развивающейся и консервативной моноуровневой и ...
Отбор и организация грамматического материала
Грамматика, как уже говорилось, не является самоцелью, она – одно из важнейших средств овладения языком, неотъемлемый компонент всех видов речевой деятельности». Первой этот вывод сделала А.А. Любарская, которая ещё в 1934 г. писала: «Ни на одной стадии средней школы изучение грамматики не рассматр ...
Проблема трудового воспитания младших школьников в педагогической литературе
Воспитание человека в широком педагогическом смысле - это целенаправленный процесс, осуществляемый педагогами, включающей в себя все виды учебных занятий и внеучебной воспитательной работы. Воспитание обусловлено потребностями и непосредственно связано с трудом. Труд есть сознательная, целесообразн ...