Диагностика задержки развития речи осуществляется для того, чтобы как можно раньше определить и откорректировать отклонения. Существуют возрастные нормативы, а также описаны возможные отклонения, помогающие ориентироваться при постановке диагнозов, связанных с нарушениями речевого развития.
В педиатрической литературе (Шабалова Н.П., Шабалов Н.П., Арсентьев В.Г., Гончар Н.В., Девяткина С.В.) выделяют следующие признаки задержки речевого развития у ребенка 2–3 лет:
Ребенок имеет в запасе менее 20 слов и не комбинирует их между собой. Термин «слова» в данном случае вовсе не означает полноценных внятных слов, а скорее принадлежность одного и того же звука одному и тому же объекту, например звуки «Ба» должны всегда означать «бабушка».
Произносит слова так невнятно, что понятна только половина из них.
Не играет и не взаимодействует с другими детьми.
Не понимает или не может ответить на простые вопросы.
Не может узнать или назвать простые предметы из своего окружения.
Не может назвать кого-то из членов семьи.
Наиболее значимые признаки задержки речевого развития ребёнка третьего года жизни отражены в таблице 1.
Таблица 1. Признаки задержки речевого развития у детей 2–3 лет
Возраст ребёнка |
Признаки ЗРР |
2 года |
Использует несколько отдельных слов; не пытается повторять слова |
2.5 года |
Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо. находящееся вне поля зрения: не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай молока»): ребенка часто неправильно понимают |
3 года |
Не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение); не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем |
Чтобы наиболее точно определить наличие или отсутствие речевой задержки, также необходимы:
оценка слуха,
оценка общего психического развития (денверский тест психомоторного развития, шкала раннего речевого развития (Early Language Milestone Scale), шкалу Бейли для оценки развития грудных детей (Bayley Scales of Infant Development) ,сбор данных анамнеза,
беседа с родителями, сведения о домашнем окружении ребенка и его общении помогают выявить недостаточную стимуляцию речевого развития,
сравнение понимания и воспроизведения речи,
наблюдение, – c помощью которых выясняют, каким образом ребенок сообщает о своих потребностях.
В результате оценки этих параметров, выявляется, что в отличие от общей задержки развития и аутизма, при снижении слуха, моторной апраксии мышц лица и первичных нейрогенных расстройствах речи – дети способны выражать свои нужды. Это характерно и для детей с задержкой речевого развития.
Как отмечала М.И. Лисина, начиная со второго полугодия жизни ребёнка и вплоть до 2,5–3 лет, ведущим становится деловой мотив общения. «Он воплощается в лице взрослого как искусного партнера по игре, образца для подражания и эксперта по оценке умений и знаний ребенка».
Дети с ЗРР общаются с взрослыми, как дома – в семье, так и в условиях ДОУ – с педперсоналом и сверстниками. И на помощь детям приходит активное использование невербальных форм общения, характерное для раннего речевого онтогенеза.
Невербальное общение, по определению, данному Поваляевой М., Рутер О., – это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека.
Средства невербального общения можно распределить в 4 группы, представленные в таблице 2:
Таблица 2. Невербальные средства общения
Типы и виды коммуникаций |
Невербальные приемы и средства |
1. Фонационные средства |
Вздох; плач; кашель; тон; интонация |
2. Оптико – кинетические средства |
мимика; жесты; позы; направление взгляда, длительность и частота |
3. Тактильные средства, осязание, слух |
Прикосновения, слуховое восприятие звуков |
4. Пространственно-временные средства |
Расположение собеседников и дистанция |
Похожие статьи:
Профессиональное самоопределение в старшем школьном возрасте
Наиболее остро стоит вопрос профессионального выбора в старшем школьном возрасте. Это период перехода отрочества к раннему юношеству, охватывающий возраст от 15 до 17 лет. Согласно периодизации развития личности по Э. Эриксону, описывающей весь жизненный путь человека, результатом успешного развити ...
Как обеспечить безопасность занятий
Каждое движение, которое вы выполняете с ребенком, должно быть правильно выбрано и хорошо выполнено, возможность какого-либо ущерба для здоровья должна быть полностью исключена. Конечно, очень важно обеспечить безопасность, страховку и помощь ребенку, но в то же время неоправданная и излишняя боязл ...
Некоторые проблемы связанные с социализацией личности в малом городе
Однако, по сравнению с более крупными городами, в малом городе меньше стимулов, влияющих на мобильность его жителей, а следовательно, и меньше вариантов для осуществления выбора в различных сферах. В то же время, как показано в исследованиях В.С. Магуна, сегодня нет принципиальных различий между пр ...