Подростковый возраст - это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения сказывается с огромной силой. Поведение девочек в этом возрасте - внешнее проявление сложного процесса становления ее характера. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этот период могут возникнуть такие, распространенные среди девочек подросткового возраста, формы девиантного поведения как: табакокурение, алкоголизм, анорексия и булимия, проституция, наркомания. Причины возникновения данных форм девиантного поведения могут быть обусловлены влиянием таких факторов как семья, психологические особенности личности, ближайшее окружение девочек-подростков.
Так, Л.И. Булолайте в своем исследовании установила, что психологическая склонность к алкоголизации зависит как от ближайшего окружения подростка, так и от типа акцентуации характера. Разным типам акцентуации характера присущ свой модус алкоголизации. Наиболее склонны к употреблению алкоголя подростки неустойчивого, эпилептоидного, гипертимного и истероидного типов. Достаточно высок риск и при лабильной акцентуации.
Распространение алкоголизма в подростковой среде, а в особенности среди девочек, является одной из самых тревожных и опасных социальных проблем нашего времени. Среди причин алкоголизации среди подросткового возраста можно назвать:
1. Неблагополучие семьи
Нравственно-эмоциональная сторона семейных отношений - важнейшее условие нравственного развития девочек-подростков. Характер этих отношений выступает в качестве главного обстоятельства благополучия или неблагополучия семьи, от которого зависит успех или неуспех семейного воспитания.
Выделяют несколько типов семей, в которых девочки-подростки начинает употреблять спиртные напитки чаще, чем в других семьях:
1) конфликтные семьи, когда отношения между членами семьи строятся по типу соперничества, изоляции, невротического дополнения. В таких семьях искажается восприятие близких. Члены семьи приписывают друг другу преимущественно отрицательные качества и намерения. Чтобы добиться каких-либо уступок, дети начинают злоупотреблять спиртным. Реакция протеста может быть направлена и на зло, и на добро;
2) десоциализированные семьи, ведущие аморальный, а в большинстве случаев антисоциальный образ жизни, с низким материальным уровнем, санитарной запущенностью, неорганизованным бытом. Такая семья активно формирует у девочек-подростков агрессивно-оборонительное отношение к внешнему миру, так как все время находятся в постоянном конфликте с окружающим ее социумом.
У девочек формируется потребность скрывать алкоголизм своей семьи, переживая внутри свою неполноценность. Эти подростки становятся социально изолированными. Девочка чувствует себя в опасности в своем доме, где должен был бы чувствовать себя более защищенным; видит несоответствие между тем, что говорят и что делается в его семье. Так как в таких семьях очень часты ссоры, у девочек подросткового возраста формируется чувство вины и пониженная самооценка. В алкогольных семьях девочки-подростки могут стать жертвами сексуального оскорбления, домогательства или насилия, испытывая долгое время чувство стыда, ненависть, подавленность.
У подростков в неблагополучных семьях, как правило, не развита культура общения. Отсутствие душевной близости с родителями и контактов со сверстниками из благополучных семей, некоммуникабельность приводят к поиску уличной компании, часто неоднородной по возрасту, где девочки-подростки имеют реальные возможности для самоутверждения и прежде всего через приобщение к алкогольным традициям компании.
2. Самоутверждение
Потребление алкоголя девочками в подростковом возрасте считается символом состоятельности. Внутренняя духовная ограниченность, неумение проявить себя в школьном коллективе обусловливают частое употребление ради самоутверждения в уличной группе товарищей. Сама по себе потребность в самоутверждении девочек в подростковом возрасте обычна и понятна. Отсутствие девочек навыков полезной деятельности и интереса к ней приводит его к употреблению спиртного как к форме самоутверждения, влекущей за собой пагубные последствия.
Похожие статьи:
Официальная педагогика в 20-30-е гг. XX в
Сразу после Октябрьской революции 1917 г. была выдвинута проблема коренной перестройки школы. В 1918 г. новое государство издает документы, в которых излагаются цели, задачи и программа школьного образования: "Положение о единой трудовой школе" и "Декларация о единой трудовой школе&q ...
Группа дезадаптированных детей с хорошим уровнем интеллекта
Среднее арифметическое – 14 Среднее квадратичное отклонение s=2,58 min значение – 11 max значение – 18 Коэффициент вариации – 18%, что говорит о средней выраженности неоднородности выборки в проявлении данного признака во второй группе детей с хорошим уровнем интеллекта. Индивидуальные значения (mi ...
Речь и мышление в методике преподавания русского
языка
Современная школа уделяет много вниманию развития мышления в процессе обучения детей с ОНР. Возникают вопросы: какое место в решении этой задачи принадлежит речи и речевым упражнениям? Можно ли отождествлять речевое развитие с развитием мышления? Мышление не может успешно развиваться без языкового ...