Наибольшую пользу может принести учебная книга, в которой показана повседневная жизнь людей, их интересы, мечты, жизненные проблемы и т.д., т.е. нужен личностный антропологизированный учебник для основной общеобразовательной школы, который, к сожалению, пока ещё не написан.
В сложившейся ситуации нельзя допустить существование духовного вакуума, поэтому, чтобы преодолеть кризис общественного сознания, необходимо в большей степени усилить внимание к воспитательному потенциалу учебников.
Следует также завершить создание концептуально однородных и совместных по вертикали (5-9 классы и 10 - 11 классы) учебно-методических комплексов.
Вопросы о том, какую историю должны изучать российские школьники и как следует строить процесс обучения, обсуждались на протяжении всех 1990-х гг. и в начале XXI в. Своеобразным подведением итогов этих дискуссий стало принятие новых документов, определяющих основные направления в развитии школьного образования. Так, к 1994 г. появились проекты общеобразовательных стандартов по истории, опубликованных на страницах журналов. Данные проекты были вынесены на обсуждение педагогической общественности. Однако как такового государственного документа так и не получилось. Отнеся документ к разряду стандарта, разработчики так и не смогли определить, что же именно подлежит стандартизации; в представленном проекте документа содержались чередующиеся между собой пожелания к требованиям по уровню знаний выпускников, отсутствовали четкость формулировок, ясность требований.
Документ содержит теоретические рассуждения об обществе, о том, чем занимается наука история, и т.п. В общепринятом смысле под стандартом определяют четкий перечень знаний, умений, навыков, которыми по окончании основной и средней школы должен овладеть каждый выпускник, а также четкий инструментарий для проверки наличия этих самых знаний, умений, навыков. Весной 2004 г. этот документ был утвержден, без серьезной проработки его слабых мест. Понятно, пока лишь одно, что пока не будет утверждена концепция исторического образования, а также не определена доктрина государства в области образования, говорить о существенной роли подобного рода документа в деле усовершенствования системы школьного исторического образования в новой России не приходится.
Видимо, все-таки не решена главная задача в направленности реформы школы - раскрыть сущность модернизации образования не как «догоняющей» по западным образцам, а в качестве саморазвивающегося изнутри процесса, как результата преодоления собственных противоречий, на своей отечественной культурной базе. Отсюда определится проблема концептуальной направленности реформ, соотношения двух её сторон: предметной сущности модернизации, которая действительно должна утверждать новое и в то же время не разрушать самобытность национальной культуры, опираться на неё.
Однако, важнейшей педагогической задачей современного этапа является помимо контроля знаний поиск оптимальных форм обучения. Из таких образовательных форм можно назвать «Нелинейную педагогику». Появление такой формы стало возможным в информационном обществе, в котором, по мнению авторов, неприменимы законы классической логики, сводящие многозначность мира к простому выбору между двумя ответами. Впервые направление, связанное с исследованиями сложно организованных нелинейных систем возникло в естественных науках .
От ученых не отставали и люди искусства, разрабатывая новые методы художественного познания мира ( например, постмодернизм).
Авторы данной формы обучения подошли к тому, чтобы использовать синергетический подход и в педагогике. За основу здесь взято мнение, что «школьная деятельность представляется ребенку чересчур плоской, одномерной, черно-белой».2 Такой ее делает педагогика прямого действия, линейная, основанная на непосредственном однонаправленном влиянии субъекта (учителя) на объект (ученика).
Задача новой, нелинейной педагогики - применять на практике законы развития (и саморазвития), так как школа имеет дело с развивающейся личностью. Поэтому вполне реально создать обстановку, благоприятствующую творчеству. Помочь в этом могут учебные игры, так как игровое воздействие способствует саморазвитию сознания. В дополнение к сказанному авторы предлагают новый учебный предмет - биографику, который призван помочь ученикам понять самих себя, в том числе путем сравнения с выдающимися людьми прошлого. Эта наука, по мнению авторов нового направления, в состоянии помочь детям осмыслить развитие общества, реализующееся в деятельности отдельных личностей, т.к. при взаимодействии человека и общества работает механизм обратной связи: общество формирует личность, личность реализует потребности общественного развития. Некоторые принципы нового подхода отражены в таких методах обучения, как тексты с ошибками, сравнительные жизнеописания, когда ученикам зачитываются сведения, которые нужно соотнести с одним из двух исторических деятелей, и так далее.
Похожие статьи:
Общественно-педагогическое движение в России во второй половине XIX в
Наиболее значительное развитие школы и педагогики в России Нового времени пришлось на вторую половину XIX в. - эпоху важных социальных реформ, предпринятых в ходе отмены крепостной зависимости крестьянства. В обществе широко распространялся взгляд на просвещение как на способ изменения условий жизн ...
Развитие индивидуальности младшего школьника на уроках художественно-эстетического
цикла
В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Предметные, ролевые игры и игры по правилам дают ребенку материал для развития воображения, который совершенствуется в процессе восприятия детских ...
Психолого-педагогические рекомендации
1.Специфика педагогического взаимодействия на уроках музыки требует от учителя обратить особое внимания на важность развития невербального компонента в поведении. Этой проработке, к сожалению, не уделяется достаточного внимания не только в школе, но и на других уровнях, поэтому мы рекомендуем: Р ра ...