В практике преподавания истории в школе в 1990-х г. представляла интерес и модульная технология. Впервые данный метод преподавания (в последнее время появилась тенденция в педагогической науке заменять этот термин понятием «технология») появился в одном из номеров «Истории», еженедельного приложения к газете «Первое сентября». Автор - преподаватель из Москвы М.Н.Чернова - предложила описание некоторых особенностей освещаемой технологии, причем описание подкреплялось разработкой урока по теме: « Причины и начало первой мировой войны»1. Данный подход к методическому построению урока нашел признание в среде учителей истории. В последующих номерах данного издания появляются разработки уроков по данной технологии учителей из Москвы2, Самарской3, Псковской4 и др. областей. Сущность данного понятия раскрывается через техническую терминологию: «конструкции», «блоки», «технологии». Модульная технология рассматривает учебный процесс как единое образовательное целое, которое имеет составные части (элементы), поддающиеся формализации.
Модульную конструкцию уроков истории можно определить как взаимосвязанное расположение отдельных частей (блоков), в совокупности составляющих законченную целостную структуру, получившую название «модульной технологии». Данная методика основана на представлении о том, что каждый урок должен способствовать усвоению учениками новой информации, новых знаний, умений и навыков. Подобные задачи ставит перед собой и классическая дидактика, уроки которой строятся по стандартной схеме. Модульная же технология предлагает достаточно гибкую схему построения урока. Она включает следующие блоки:
- особенности изучаемого материала (смысловой блок);
-уровень подготовки как отдельного ученика, так и всего класса (опорный блок);
-организация работы по привитию минимальных навыков к осмысленному применению их в решении проблемного или познавательного задания (блок задач). Сильной стороной модульной технологии урока истории является логическая последовательность развития урока от мотивационной беседы к завершающему этапу, для обозначения которого пользуются термином «рефлексия» (от латинского reflexio - отражение), что в научном понимании определяется как анализ собственных мыслей, размышление. Использование рефлексии в качестве обязательного элемента каждого урока - наиболее существенное структурное нововведение в преподавании. Остальные элементы структуры урока хорошо вписываются в классическую схему комбинированного урока. Иными словами, модульный урок включает элементы:
1. Мотивационная беседа. Это то, что учителя обычно понимают как организационный момент урока и введение в тему.
2. Входной контроль. Это проверка домашнего задания и повторение ранее изученного.
3. Далее следует работа по изучению нового материала.
4. Завершающий контроль - закрепление изученного материала и проверка усвоенного на уроке.
5. Последний этап урока - рефлексия.
Суть рефлексии состоит в том, что ученикам предлагаются стандартизированные вопросы, ответы на которые оцениваются по десятибалльной шкале самим учеником, то есть это - своеобразная самооценка знаний познающим субъектом - учеником, сделанная публично.
Оппоненты методики модульной технологии как раз и возражают против такого рода самооценок учеников. Видимо, здесь есть доля справедливой критики, ибо, действительно, способность к публичной самооценке присуща лишь ярко выраженным экстравертам, а обычному ученику, кои преобладают в нашей действительности, сделать рефлексию сложно. Во-вторых, критике подвергается использование терминологии ( модуль, модульная система, блоки и т.д.) в лексике гуманитарных дисциплин.
Автор диссертации предприняла попытки внедрения данной технологии в практику собственной работы. Полученные результаты позволяют сделать некоторые выводы:
- во-первых, уроки по данной технологии целесообразны лишь при изучении тем, содержащих большой объем теоретических знаний, которые представляются возможным для самостоятельного изучения учащимися. Таким образом, не каждая тема учебного плана впишется в эту систему;
- во-вторых, данная методика даёт возможность для систематизации учителем его приёмов организации самостоятельной работы с учащимися, что в конечном итоге может способствовать к приобщению к аналитической работе некоторой части школьников, т.к. далеко не все имеют способности к данному виду мышления. Поэтому, этот метод требует продуманной системы дифференцированных заданий, ориентирующихся на применение разных стилей мышления;
Похожие статьи:
Профессиональная компетентность
Целесообразность введения понятия «профессиональная компетентность» обусловлена широтой его содержания, интегративной характеристикой, объединяющей такие широко используемые понятия, как «профессионализм», «квалификация», «профессиональные способности» и др. В педагогической науке понятие «професси ...
Становление системы образования в дореволюционный
период
Исторические данные свидетельствуют о том, что постановка школьного обучения в Древней Руси характеризовалась существенной связью с византийской традицией. Однако, в противовес греческой системе образования, основанной на приоритете частных форм обучения, русская школа развивалась как государственн ...
Экспериментальное исследование воздействия телевидения на
младших школьников
Для накопления эмпирического опыта по данной проблеме были использованы следующие методы: наблюдение за детьми в естественных условиях, интервьюирование, опрос родителей, анкетирование детей. База исследования – средняя общеобразовательная школа № 6 города Бузулука. Часто на переменах в школе, от п ...