В качестве обеспечения функции выбора возможностей образования в гуманитарных школах изучаются профессионально ориентированные курсы «Русская цивилизация», «История мировых цивилизаций», а также курсы по отдельным разделам истории, философии истории, вспомогательным историческим дисциплинам.
С учетом того, что в обществе растет интерес к религии как важнейшему культурологическому феномену Министерство образования сформулировало четкую позицию по вопросу о светском его характере, но при этом рекомендовало к изучению программы различных факультативных курсов: «Истории религии», «Мировых религий», «Религиоведения» и др., которые способствуют нравственному становлению и самоопределению личности, утверждению толерантности в обществе, устранению опасности насилия, экстремума и дискриминации по религиозным основаниям.
Наряду с изменениями в историческом образовании сегодня формируется система обществоведческих знаний и ее концептуальные основы. В содержание школьного обществознания входят основы таких наук, как социальная философия, экономическая теория, политология и др.
В целях гуманитаризации естественнонаучных дисциплин, систематизации знаний учащихся вокруг важнейших мировоззренческих идей, формирования целостной картины мира, в содержание обществоведческой подготовки включены знания по философским проблемам естествознания.
Таким образом, гуманизация школьного исторического образования базируется на трех основных уровнях:
3. Микроуровень характеризует непосредственные контактные отношения между людьми, позволяющие им реализовывать собственный личностный потенциал. Исходя из этого, в процессе гуманизации исторического образования учитель истории и его ученик выступают как субъекты . Весь педагогический процесс с позиций гуманизации должен быть представлен простотой и открытостью к жизни, стремлением к сотрудничеству, признанием в ученике личности, а не пассивного объекта. Изменение концептуальных установок философии образования требует не просто исполнителей, а людей творческих.
Равноправие участников педагогического процесса означает, что ученик может, должен (а педагог ему поможет) почувствовать себя личностью, не бояться высказывать свое мнение (и не бояться его изменять и развивать). Помощниками педагога и ученика в полной мере являются книги.
Эта область гуманитаризации исторического образования также представляет собой развивающуюся структуру. Сегодняшняя наука к учебникам предъявляет требования, которые выражаются в следующем :
1. содержание основного текста учебника должно отражать общую оценку, авторскую концепцию курса, которая бы не противоречила целям школьного исторического образования;
2. авторский текст должен целостно научно, объективно раскрывать историческое прошлое и вместе с тем формировать у учащихся яркие образы конкретной исторической эпохи, на основе которой ученик смог бы самостоятельно оценивать факты и события;
3. учебник должен учитывать познавательные и возрастные особенности школьника;
4. концептуальные ориентиры, следование которым помогает учителю обеспечить высокое качество преподавания, а ученику — усвоение исторических знаний. Отсюда учебник должен отражать структурную завершенность учебно-методического комплекта по вертикали и горизонтали; многоуровневый и разнообразный методический аппарат, предполагающий включение всех элементов учебного пособия; сбалансированное и продуктивное включение в основной текст учебной книги дополнительных иллюстраций, пояснительных текстов справочных и библиографических разделов и др.; максимальное использование справочно-методического аппарата для эффективной работы с учебной книгой для развития умений самостоятельно работать с учебной и научно-популярной литературой; использование разных видов исторических источников в качестве основы для познавательной деятельности. Для гуманистической философии образования предметом исследования являются не столько связи между явлениями, сколько смысл, возникающий при познании действия этих связей. Смысл не может быть привнесен извне, поэтому значимым определяется познание смыслового содержания связей, причин, целостно мирового сознания.
Установленные современной наукой и уточненные гуманистической философией взаимосвязи между социальным влиянием и генетически заданной нравственностью человека дают методологически точные ориентиры для новой идеологии образования. Здесь неизбежно столкновение с вопросом: могут ли история и её преподавание быть свободными от идеологии? Ещё В.О.Ключевский отмечал: « Я не знаю общества, свободного от идей, как бы мало оно ни было развито. Само общество - это уже идея, потому что общество начинает существовать с той минуты, когда люди, его составляющие, начинают сознавать, что они - общество. Ещё труднее мне подумать, что идеи лишены участия в историческом процессе».
Похожие статьи:
Система работы по формированию нравственных представлений у детей
дошкольного возраста с общим нарушением зрения средствами произведений детского
фольклора
Экспериментальная работа по теме исследования осуществлялась на базе дошкольного образовательного учреждения №218 г. Красноярска в 2012 году. В эксперименте участвовало 13 детей старшего дошкольного возраста с диагнозом: общее нарушение зрения. Целью констатирующего эксперимента является изучение и ...
Эффективность образовательного процесса многоуровневой профессиональной
подготовки
Эффективность образовательного процесса многоуровневой профессиональной подготовки специалистов в рамках единого учебного заведения в немалой степени зависит от качества управленческой деятельности преподавателей. Ее содержание включает: 1. Отбор и систематизацию информации, подлежащей усвоению в п ...
Классификация моделей и видов моделирования
Единая классификация видов моделирования затруднительна в силу уже показанной многозначности понятия «модель» в науке и технике. Её можно проводить по различным основаниям: по характеру моделей (т. е. по средствам моделирования); по характеру моделируемых объектов; - по сферам приложения моделирова ...