Для исследования уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста мы провели экспериментальное исследование, состоящее из трех этапов:
- первичная диагностика познавательного развития ребенка (констатирующий эксперимент);
- реализация комплекса занятий по развитию речи, направленного на познавательное развитие ребенка (формирующий эксперимент);
- повторная диагностика уровня познавательного развития дошкольника (контрольный эксперимент).
Для проведения эксперимента, заключающегося в диагностике познавательного развития детей дошкольного возраста, мы взяли детей старшей группы МДОУ «Дюймовочка». В эксперименте участвовали 10 человек: 5 детей контрольной и 5 детей экспериментальной группы.
План эксперимента:
Подбор диагностик, выявляющих уровень познавательного развития дошкольников.
Предварительная работа: знакомство с детьми и условиями проведения диагностики.
Определение критерия оценки познавательного развития дошкольников.
Обработка и выводы результатов исследования.
Констатирующий эксперимент
Цель эксперимента: выявить уровень познавательного развития старших дошкольников.
Исследование уровня познавательного развития старших дошкольников мы проводили поэтапно:
определение объема памяти;
определение уровня развития воображения;
определение уровня развития мышления;
определение уровня развития внимания;
определение уровня развития восприятия;
определение уровня развития речи.
Время эксперимента: октябрь - ноябрь 2004 года.
Констатирующий эксперимент реализовывался в следующей последовательности:
Определение объема памяти
Методика: Изучение зависимости объема произвольной образной памяти от содержания запоминаемого материала (Приложение №1.).
Анализ результатов: в экспериментальной и контрольной группах наибольший объем образной памяти при запоминании картинок и предметов (см. таблицы № 2.1 и 2.2).
Таблица № 2.1.
Результаты исследования объема произвольной образной памяти в Э.Г.
Ф.И. ребенка |
Материал для запоминания | ||
предметы |
картинки |
геом. фигуры | |
Саша К. |
8 |
7 |
7 |
Юля П. |
7 |
8 |
7 |
Сергей Ж. |
5 |
6 |
6 |
Настя А. |
6 |
7 |
6 |
Олеся М. |
7 |
7 |
6 |
Таблица № 2.2.
Результаты исследования объема образной памяти в К.Г.
Ф.И. ребенка |
Материал для запоминания | ||
предметы |
картинки |
геом. фигуры | |
Вика Г. |
6 |
7 |
6 |
Дима Х. |
6 |
7 |
5 |
Диана Н. |
8 |
8 |
6 |
Андрей Ж. |
7 |
6 |
6 |
Слава И. |
7 |
6 |
5 |
Похожие статьи:
Правила записи общеразвивающих упражнений
Одинаковые по названию упражнения могут иметь разную структуру. Например, "поднимание рук вверх" можно выполнять одним широким махом через стороны. Можно делать это с промежуточной остановкой в положении "руки в стороны". Можно поднять руки одним махом, а опускать с промежуточно ...
Технологии проведения коллективных творческих дел
Технология коллективного творческого воспитания - это, по существу, продуманная система ключевых мероприятий, которые благодаря целенаправленной деятельности педагогов направлены на комплексное решение задач гармоничного развития личности. Если мы хотим, чтобы многообразная школьная жизнь действите ...
Развитие теории и методики развития речи дошкольников в советский период
Методика развития речи оформилась в самостоятельную науку только в советский период. Уже первые годы существования Советского государства были отмечены массовой организацией детских садов, возникновением теории общественного дошкольного воспитания. Большим завоеванием Советской власти была организа ...