Образование: статьи и материалы » Влияние авторитета учителя на рейтинг предмета среди старшеклассников

Влияние авторитета учителя на рейтинг предмета среди старшеклассников

Актуальность выбранной нами темы исследования заключается в том, что статус современного старшеклассника в школе неоднозначен. По мнению И.С. Кона, с одной стороны, положение старшего накладывает на юношу дополнительную ответственность, перед ним ставятся более сложные задачи, с него больше спрашивают. С другой стороны, по своим правам он целиком зависит от учителей и школьной администрации. Внутренняя позиция старшеклассника по отношению к школе складывается из его отношения к школе как к учреждению, к процессу обучения, знаниям, к учителям.

Юношеский возраст - это не фаза «подготовки к жизни», а чрезвычайно важный, обладающий самостоятельной, абсолютной ценностью этап жизненного пути. Будут ли юношеские годы счастливыми и творческими или же останутся в памяти сегодняшнего школьника как заполненные мелкими конфликтами, унылой зубрежкой и скукой, - во многом зависит от атмосферы, царящей в школе, от его собственных отношений с учителями.

В старших классах отношения учителя с учениками могут строиться только на основе взаимопонимания и уважения друг к другу. Иные формы взаимоотношений лишь затрудняют налаживание контакта, вызывая у школьников отчуждение от учителя, и, как следствие, снижение интереса к учебной дисциплине такого преподавателя. Ведь зачастую учитель, озабоченный, прежде всего учебной успеваемостью, не видит за отметкой индивидуальности учащегося.

Цель: исследовать влияние авторитета учителя на рейтинг его предмета среди старшеклассников.

В связи с поставленной целью можно обозначить следующие задачи:

изучить теоретический материал;

определить рейтинг школьных предметов среди старшеклассников;

выяснить авторитет педагогов среди старшеклассников;

определить связь между авторитетом педагога и рейтингом его предмета.

Гипотеза: авторитет учителя оказывает влияние на рейтинг его предмета среди старшеклассников.

Объектом исследования являются: старшеклассники МОУ Лицей № 3 г. Сургута

Предметом исследования выступают: авторитет педагогов, а также интерес учащихся к их предметам.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы нами были использованы следующие методы:

анкетирование старшеклассников с целью выяснения рейтинга школьных предметов;

опросник для экспертной оценки учителя среди учащихся-старшеклассников, разработанный специалистами лаборатории коррекции учебного процесса ИПК руководящих работников г. Ярославля;

методы математической обработки полученных данных.

Эмпирическое исследование осуществлялось на базе МОУ Лицей № 3 города Сургута в период с сентября 2003 года по декабрь 2003 года. В исследовании принимали участие 26 учащихся 11 классов в возрасте 16-17 лет.

Научная новизна работы определяется тем, что в ней исследуется взаимосвязь авторитета учителя и интерес старшеклассников к предмету этого учителя. Ранний юношеский возраст (16-17 лет) – это период профессионального самоопределения школьников. Считается, что в этом возрасте интерес к учебной дисциплине в основном обусловлен важностью изучения определенного предмета, необходимого для поступления в ВУЗ. Мы же предполагаем, что интерес к предмету у старшеклассников обусловлен также и личностью самого преподавателя, его авторитетом среди учащихся старших классов.

Теоретическое значение работы состоит в том, что нами интегрированы различные подходы к вопросу влияния авторитета учителя на интерес к его предмету среди старшеклассников в теории зарубежных и отечественных психологов и педагогов.

Практическое значение работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы психологами и учителями общеобразовательных учреждений для выстраивания эффективных взаимоотношений педагогов со старшеклассниками с целью улучшения качества образования школьников.

Исследовательская работа включает в себя введение, две главы – теоретическую и практическую, заключение, список литературы, который содержит 13 наименований. Материал изложен на 15 страницах, содержит 3 приложения, 3 таблицы и 3 диаграммы.


Похожие статьи:

Единство физического и психического развития ребенка
Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенк ...

Одаренность детей как социально-педагогическая проблема
Наблюдения ученых свидетельствуют о том, что умственные возможности людей неравны. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по выражению Гегеля, не только научные теории, но и все предрассудки своего времени. И выдающиеся философы древности, и их менее осведом ...

Основные причины травматизма детей в дошкольных образовательных учреждениях на физкультурных занятиях
1. Нарушение правил организации занятий. - проведение занятий с большим числом детей на одного преподавателя, чем полагается; - нахождение детей в зале без присмотра преподавателя и неорганизованный вход, и выход из зала; - самовольный доступ к снарядам и тренажерам; - неправильный выбор преподават ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru