Однако, по сравнению с более крупными городами, в малом городе меньше стимулов, влияющих на мобильность его жителей, а следовательно, и меньше вариантов для осуществления выбора в различных сферах.
В то же время, как показано в исследованиях В.С. Магуна, сегодня нет принципиальных различий между притязаниями (в сферах карьеры, заработка, богатства) молодых людей, живущих в столице, в областном центре или даже в райцентре, при условии, что они имеют полное среднее образование. Их объединяет общее информационное и «товарное» пространство, общее или близкое содержание образования, общая приверженность выбору долговременной образовательной стратегии. Все это, однако, не исключает некоторого «запаздывания» происходящих изменений в малых городах по сравнению с более крупными.
Сегодня, когда политика государства становится все более социально ориентированной, чрезвычайно актуальна необходимость решения огромного пласта социальных вопросов, с которыми сталкиваются представители законодательной и исполнительной властей малых городов, городской общественности. Социальная и, в частности, воспитательная политика в малых городах, как отмечают исследователи, не всегда находятся да должном уровне, а зачастую и вовсе отсутствуют, обостряя проблемы асоциальных проявлений в поведении учащихся и в целом жизнедеятельности населения малых городов.
Таким образом, для разрешения противоречия между практической необходимостью целенаправленного психолого-педагогического влияния на социализацию учащихся в малом городе и недостаточной теоретико-методологической разработанностью данного вопроса, необходимо учитывать тот факт, что малый город обладает рядом черт и оригинальных характеристик, определяющих специфику социализации его населения.
Рассматривая особенности социализации личности учащихся в рамках малого города, необходимо обратиться к следующим положениям. Прежде всего, малый город представляет собой особую среду социокультурного развития его населения, которая обладает специфическими характеристиками, отличающими малый город от других типов поселения. К ним относятся особенности территориально-пространственного положения малого города (обуславливающие диффузирование разнокачественных элементов образа жизни (городского и сельского)), возможности образовательного и профессионального выбора, а также особенности социального творчества, самореализации, самоутверждения личности учащихся.
Малый город является специфическим фактором социализации, который характеризуется особенностями его параметров как микросоциума (архитектурно-планировочных, благоустроенности и развитости коммунального хозяйства, демографических, психологических, культурных и образовательных характеристик), а также особенностями социального климата.
Как отмечают исследователи, социокультурная среда малого города обладает особым психологическим и социально-педагогическим потенциалом, способным активно влиять как на позитивные, так и на негативные потенции в процессе социализации учащихся малого города. Исходя из этого, выявление и целесообразное использование этого потенциала может во многом определять состояние всего социального комплекса малого города. Одним их конструктивных способов использования социально-психологического и педагогического потенциала малого города в реализации задач социального воспитания, способствующих позитивной социализации учащихся малого города является построение муниципальной системы социального воспитания.
Проводимые на современном этапе социально-экономические исследования позволили выявить следующий круг проблем малого города в России:
1. Проблема организации конструктивного использования жизненного времени населения (что влечет за собой миграцию населения в более благополучные в этом отношении территории).
2. Проблема общего культурного фона в малом городе:
· уровень социальной воспитанности и просоциальности поведения;
· уровень образования;
· уровень осознания ценности личной принадлежности к малому городу.
Во многом это связано с недостаточной для этого инфраструктурой, финансированием культурно-образовательных проектов, и, в целом, неверной расстановкой приоритетов не в пользу духовности.
3. Проблема востребованности и ценности образования и воспитания как феноменов социальной практики.
4. Проблема роста асоциальных проявлений (показатели алкоголизации, наркотизации, криминализации).
Обращаясь к проблеме успешной социализации личности учащихся в малом городе, необходимо обратить внимание на соблюдение ряда социально-психологических и педагогических условий. К ним относятся:
· постоянный мониторинг состояния социальной и воспитательно-образовательной сфер малого города;
· развитие локальных воспитательных систем воспитательно-образовательных учреждений;
· построение эффективной муниципальной системы социального воспитания (как главной силы, реализующей социально-психологический и педагогический потенциал малого города);
Похожие статьи:
Технологическая компетентность
В настоящее время повышение технологической культуры учащихся является общепризнанной и актуальной задачей. К сожалению, педагогическая наука не удовлетворяет возросшим требованиям практики. Причину следует искать в том, что организация учебного процесса и его содержание не успевают претерпевать ад ...
История моделирования как метода
познания
Моделирование как познавательный приём неотделимо от развития знания. Практически во всех науках о природе, живой и неживой, об обществе, построение и использование моделей является мощным орудием познания. Реальные объекты и процессы бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучен ...
Осуществление индивидуального подхода к детям в процессе организации
поручений
В организации трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста в подборе методов и наиболее эффективных приемов работы индивидуальный подход является закономерностью. И начинать его нужно с изучения индивидуальных особенностей всей детей группы, в данном случае – с изучения уровня трудовых ...