Российский исследователь А.И. Соловьев также выступает против сведения гражданской культуры к явлениям политического порядка. Он отмечает, что политика не является всеобъемлющей сферой общественной жизни, поэтому политическое измерение отношений государства и личности способно объяснить лишь небольшую часть социокультурных установок, а политическая целесообразность не может исчерпать многообразия гражданской жизни. «Таким образом, - пишет он, - есть все основания охарактеризовать гражданскую культуру как явление, где органически сливаются политические и правовые, нравственные и эстетические, а также иные ценности, создающие единую базу для осознания человеком гражданских прав и обязанностей индивида и общества, личности государства». Данная парадигма рассматривает эти отношения и ориентир «как равноправные части единого культурного облика гражданина».
Наиболее широко представлена интерпретация гражданской культуры как органического единства многих элементов, составляющих жизнедеятельность гражданского общества, российским исследователем А.П. Кочетковым. Он считает, что в понятии «гражданская культура» тесно взаимосвязаны политические, правовые, нравственные, эстетические, культурные ценности, которые служат основанием осознания человеком своих гражданских прав и обязанностей перед обществом и государством, составляющие воедино с другими чертами культурный образ гражданина. «Гражданская культура является отражением всего многообразия общественной жизни, гражданских прав и оказывает решающее влияние на утверждение социального статуса гражданина. Это понятие передает уровень осознания индивидом общественных задач, социальных проблем, его активности в деле претворения их в жизнь. Гражданская культура - более широкое понятие, чем политическая культура, охватывает все многообразие интересов различных социальных групп гражданской сферы общественной жизни». Данная культура определяет в целом фундаментальные ценности гражданского общества.
Анализируя понятие гражданской культуры, Н.М. Кейзеров рассматривает ее как структурный элемент гражданской жизни, который выражает уровень зрелости общества, способность преодолеть противоречия в рамках обеспечения общих гражданских интересов, форм и механизмов выработки и реализации совместных решений, согласованных действий.
Без гражданской культуры, понимаемой как способность к диалогу, консенсусу и сотрудничеству в общегражданских целях, общество обречено на распад и вырождение. Гражданская культура представляет собой синтез форм общественного сознания, носит комплексный характер. При этом, хотя гражданская культура связана с обществом в целом, с процессами, происходящими в нем, она пронизана целями, установками по преимуществу политического содержания.
Данное положение поддерживается и другими авторами. Отечественный исследователь П.А. Сергиенко рассматривает гражданскую культуру как синтез, прежде всего, высокой правовой, политической, нравственной культуры человека, основанной на высоком уровне общей культуры. Умение пользоваться своими правами, свободами, наличие высокой ответственности перед обществом и государством, патриотизм - вот далеко не полный перечень элементов гражданской культуры.
Гражданская культура является тем типом культуры, которая соответствует природе гражданского общества. Среди наиболее важных задач, стоящих перед гражданской культурой, Ю.М. Резник выделяет формирование ценностных ориентации членов гражданского общества и в символическом опосредовании их взаимодействия между собой. Рациональность, демократизм, плюрализм, по его мнению, особенности данного типа культуры.
Более широкий взгляд на проблему гражданской культуры отражен в книге под редакцией В.Н. Мехедова «Гражданское общество и гражданин». В этой работе гражданская культура рассматривается как характерный для данного общества образ мыслей и образ действий, регулирующий взаимоотношения гражданина и государства, а также отдельных граждан и их объединений между собой. Несомненным достоинством гражданской культуры является отражение жизни в обществе в целостном виде, в единстве внутренних связей и противоречий, основных тенденций и социальных зависимостей. Гражданская культура рассматривается как совокупность поведенческих моделей граждан данного государства, а также ценностей и идей, отражающих эти взаимоотношения, особенности общества.
Похожие статьи:
Учебный блок в технологии концентрированного обучения
Учебный блок является основной учебно-организационной единицей при концентрированном обучении. Он представляет собой совокупность взаимосвязанных форм организации обучения, в которых последовательно и единовременно осуществляется сознательное усвоение учащимися учебного материала, формирование в ед ...
Эффективность внедрения ЭУМК "Компьютерная
графика" в учебный процесс
Основой дипломной работы послужил электронный учебно-методический комплекс "Компьютерная графика" в курсе информатики, элементы которого были созданы средствами программы Microsoft FrontPage. ЭУМК представляет собой совокупность HTML страниц, иерархической структуры, который может быть ус ...
Психолого-педагогические аспекты развития связной
речи дошкольников
Многое в жизни человека зависит от способности к общению, а речь — инструмент общения, его главное средство. Хорошо владеющий речью человек ценится в любом обществе, как ценится и человек, наделенный "талантом общения" или воспитавший, развивший его в себе. Поэтому не случайно развитие ре ...