Однако термин "смысловой барьер" искажает в данном случае суть дела. Девочки-подростки, как правило, понимают смысл требований взрослых. Если же им непонятен смысл, то их реакция тогда вполне объяснима. Тревожно именно то, что, понимая смысл требований, они иначе их воспринимает, дают им оценку, отличную от понятий, вложенных в требования самими взрослыми. И причина этого зачастую кроется в несоответствии между тем, как оценивают девочек взрослые люди, и тем, как они оценивает сами себя, как они вообще относится к себе, своим возможностям, своей деятельности .
Подростки чутко улавливают отношения к ним взрослых, оценка которых оказывает большое влияние, активно формируя самооценку растущего человека. Самооценка, формирующаяся под влиянием оценок взрослых и, что не менее важно, под влиянием результатов собственной деятельности девочек, начинает активно влиять на их поведение, определяя их реакции на воздействия взрослых. Эта потребность в определенной удовлетворяющей человека самооценке составляет основу уровня его притязаний.
Сложившийся уровень притязаний побуждает девочек-подростков сопоставлять оценку взрослых со своей собственной оценкой, из чего в значительной мере проистекает их отношение к другим людям. Так, осознание себя как личности, стремление утвердить себя зачастую приводят к тому, что они во всем видят покушение на свою независимость и болезненно сопротивляются тому воспитанию, которое возвращает их в положение ребенка. При этом у них наблюдается известное противоречие между ярко выраженной общей потребностью в самооценке и неумением адекватно удовлетворить ее. Нормальная самооценка может иметь далеко идущие последствия переоценки либо недооценки себя, приводящие к серьезным трудностям в воспитании.
Поэтому изучение путей целенаправленного формирования личности девочек-подростков, исследование их взаимоотношений с товарищами, коллективом, со взрослыми позволяет не только преодолеть сопротивление воспитанию, но и создать четкую модель формирования личности подростка.
У девочек с девиантным поведением повышена сопротивляемость к воспитательным воздействиям и в то же время чувствительность к различным раздражителям окружающей среды. У подростка появляется ожесточенность, упадок духа, неверие в свои силы и в людей. Действуя негативно, девочка прогуливает уроки, грубит педагогам и родителям, убегает из дома. В ее поведении можно обнаружить своеобразную логику поступков: первые нарушения дисциплины - обычные шалости детей. Лишь постепенно, выходя из-под контроля педагогов и родителей, девочка-подросток становится на путь серьезных проступков. К сожалению, родители и педагоги нередко слабо реагируют на изменения, происходящие в поведении детей, на формирование у них неразумных потребностей. И когда появляются первые срывы в поведении, то часто не придают им значения.
Сопротивление воспитанию появляется не только при ошибочных действиях воспитателей. Порой оно наблюдается и при, казалось бы, правильных педагогических воздействиях, не дающих как будто никаких оснований для протеста. Часто бывает, что уравновешенный ребенок вдруг нагрубит, что-то напортит и т.д. Подобная невоздержанность объясняется отсутствием должной обратной связи педагога и воспитуемого, организацией воспитания без учета реакции на него самого подростка, что и приводит к сопротивлению. Обостренное самолюбие порой заставляет его отстаивать право на самостоятельность любыми средствами, вплоть до резкости, до прямого противодействия взрослым. Особое напряжение испытывают воспитатели при работе с девочками-подростками, которым свойственна так называемая направленность на себя, когда их прежде всего заботят личные интересы, а не интересы дела или коллектива. Это, как известно, одно из условий возникновения у девочек аффективных переживаний, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на формировании ее личности. Коллектив требует от такого подростка подчинять свое поведение определенным моральным нормам. Девочки, в этом возрасте, сопротивляются этим требованиям, не признает права других влиять на его поведение.
Девочки в этом возрасте, как правило, активны, но их активность обычно носит отрицательный характер - это противодействие устремлениям воспитателей и коллектива. У таких девочек нарушена система мотивации поведения; их поступки часто совершаются без определенных побуждений и целей или на основе нездоровых интересов. Условия жизни формируют у этих подростков такие потребности, удовлетворение которых толкает к нарушению общепринятых правил и норм.
Похожие статьи:
Технология критического мышления
Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных дл ...
Экспериментальное исследование по проблеме развития эмоциональной сферы детей
старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки
Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Как уже было сказано, музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейш ...
Возникновение и развитие педагогики
Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики, даже не подозревая о ее существовании. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, ...