Поведение, которое не соответствует моральным нормам и требованиям общества, принято называть асоциальным. В отличие от аномального поведения девочек, характеристика которого связана с мозговой патологией, асоциальное поведение социально детерминировано, обусловлено влиянием отрицательной микросреды, ненормальными взаимоотношениями в семье, недостатками, ошибками семейного и школьного воспитания .
Практически все педагоги сталкиваются в работе с девочками-подростками с трудностями, которые вызваны особенностями их поведения: неадекватность поступков, склонность к конфликтам, эмоциональная неустойчивость, резкие колебания самооценки, аффективные вспышки, гиперактивность, эгоизм и многие другие. Уже одно это перечисление говорит о том, что воспитывать девочек-подростков нелегко. Еще труднее воспитывать девочек, у которых наблюдаются устойчивые отклонения от социально-культурных норм жизни и поведения, то есть тех, поведение которых можно назвать осложненным.
Известно, что акцентуации в ряде случаев сочетаются с отклоняющимся поведением, таким, как противоправные действия, суицидальное поведение, употребление наркотиков. В то же время поведение многих девочек-подростков с акцентуированным характером не является отклоняющимся. И, напротив, девиантное поведение могут демонстрировать и девочки в подростковом возрасте с не акцентуированным характером .
Помимо акцентуаций характера есть и другие особенности характера и поведения, которые в случае их игнорирования могут привести к возникновению девиантного поведения. Это такие качества как: эгоизм, гиперактивность, пассивность, депрессивность, лживость.
Так, например, такой термин как эгоизм, который употребляется в значении себялюбец, предпочитающий во всем свои личные интересы интересам других людей и общества выражается у девочек как: нарциссизм, синдром Клеопатры, эгоизм из-за отчужденности, эгоцентризм. Крайним выражением эгоизма является эгоцентризм. В этом случае в центр всей жизни девочка ставит свое индивидуальное "Я". В семье она требует, чтобы родители думали и заботились только о нем, жили только для него. Проявляется в отсутствии желания трудиться и учиться. Основными причинами появления лености у девочек являются, во-первых, отрицательное влияние окружающего социума или чрезвычайно заботливых родителей, а во-вторых, малая заинтересованность и недостаточная инициативность в вопросах повышения производительности своего труда.
Термин гиперактивность, применительно к девочкам-подросткам, обозначает чрезмерную невнимательность ребенка, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность, не соответствующая нормам. Однако результаты их активности невысоки. Многое начатое просто не доводится до конца.
Девочкам, которые не проявляют деятельности, безучастны, безразличны к окружающейй жизни, а также зависящие от деятельности другого, лишенные самостоятельности, присуще такое качество как пассивность. Основными причинами пассивности являются понижение интеллектуальной активности, расстройство физического здоровья, дефекты умственного развития. Психолог Л.С. Славина занималась исследованием интеллектуальной пассивности. Она выделила следующие особенности: недостаточная сформированность интеллектуальных умений и навыков, отрицательное отношение к интеллектуальной деятельности, отсутствие познавательного отношения к действительности. Пассивные девочки не любознательны, избегают напряженной умственной работы.
Проблемы с успеваемостью, и побеги из дому, попытки самоубийства, стремление исправить свое состояние с помощью алкоголя и наркотиков, конфликтность и агрессивность - могут быть связаны с таким состоянием у девочек, как депрессивность. Такое состояние связано с особенностями жизни девочек, взаимоотношениями в семье, со сверстниками и в школе. Но больше девочки в подростковом возрасте страдают из-за потери или ухудшения эмоциональных контактов с родителями. На втором месте неуспеваемость и ухудшение отношений со сверстниками.
Еще одной формой вербального или невербального поведения, заключающейся в намеренном искажении действительности ради достижения желаемой цели или стремления избежать нежелательных последствий является лживость. В тех случаях, когда лживость становится привычной формой поведения, она закрепляется и превращается в качество личности. Лживость может быть вызвана разными причинами. Это и боязнь наказания, стремление привлечь к себе внимание окружающих, желание скрыть неблаговидный поступок свой или товарища. Лживость, как правило, возникает в семьях, где слишком много запретов или где девочке предъявляются непосильные для нее требования.
Похожие статьи:
Воспитание как специально-организационная деятельность педагога по
достижению целей образования учащихся
В чем же состоит сущность воспитания, если рассматривать его как специально организуемую и сознательно осуществляемую педагогическую деятельность? Когда речь идет о специально организованной воспитательной деятельности, то обычно эта деятельность ассоциируется с определенным воздействием, влиянием ...
Педагогический потенциал игровой деятельности в формировании физической
культуры личности
Проблема игровой деятельности, игры в воспитании, обучении и развитии личности весьма интенсивно разрабатывается психолого-педагогической наукой. Ее затрагивали в своих трудах выдающиеся советские психологи Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, А.Н.Леонтьев. С.Л.Рубинштейн и др. Ряд исследований посвящены ...
Фольклор в развитии творческих способностей детей
школьного возраста
По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей. Б.М. Теплов отмечает, что "раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно ...