Так, дети с удовольствием вспоминали эпизоды в сказке, когда кто-либо из них помогал другому.
В основном взаимопомощь касалась детей, которые дружат между собой, да и сами воспитанники поначалу утверждали, что помогать следует именно друзьям. Проведенной работы было явно недостаточно для того, чтобы сверстники поняли необходимость проявления взаимопомощи не только среди друзей, но и других людей, нуждающихся в помощи. Одного слухового восприятия фольклорного произведения, даже сопровождаемого этической беседой, недостаточно детям дошкольного возраста особенно с нарушением зрения, для того, чтобы оно ориентировало их в окружающей действительности и в какой-то мере служило им образцом для собственного поведения. Поэтому исходя из положения того, что благоприятные условия для присвоения дошкольниками обобщающего в художественных образах нравственного отношения к окружающему создается при "активном" контакте детей с литературными персонажами. Одной из эффективных форм таких контактов с литературными персонажами является инсценирование содержания воспринятых художественных произведений, в которых дети, выполняя роли персонажей, в воображаемом плане воспроизводят события, действия и отношения литературных героев. Особенно эмоционально дошкольники выражают отношение к поведению действующих лиц произведения, где образно описывается влияние тех или иных поступков на переживание окружающих людей. Организация с дошкольниками игр-инсценировок с использованием различных выразительных средств, например, мимики, жестов, поз, движений, а также игровых атрибутов способствовали адекватному воссозданию конкретных образов литературных героев. Особенно вдохновенно действуют дети, когда самостоятельно разыгрывают роли, как настоящие актеры принимают участие в концертах.
В заключении была проведена заключительная беседа по содержанию сказки, направленная на формирование послушания, отзывчивости, преданности и дружбы.
Таким образом, моя работа включала в себя разнообразную деятельность по формированию нравственных представлений и дружеских отношений посредством фольклорной сказки «Финист – ясный сокол».
В результате проведенного исследования выявлены определенные недостатки представлений детей с общим нарушением зрения о нравственных нормах поведения:
Дети имеют недостаточно четкие представления о моральных нормах.
Имеющиеся представления недостаточно дифференцированы.
В некоторых случаях отмечается формальное усвоение понятий и представлений.
Ориентация на самого себя, на собственные силы, не позволяют дошкольникам с нарушением зрения адекватно реагировать на ситуацию, требующую проявления доброжелательности, сочувствия, отзывчивости.
Для организации последовательной и целенаправленной работы по усвоению старшими дошкольниками с общими нарушением зрения нравственных представлений и формированию нравственных чувств было обращено к фольклорным произведениям. Чувства детей наиболее активно формируются и развиваются в деятельности, особенно совместной, во взаимоотношениях друг с другом, со взрослыми. Поэтому моделировались реальные жизненные ситуации, проходило знакомство детей с крупными и малыми фольклорными формами. В самостоятельной игровой деятельности дети уточняли свои знания, так как именно в игре содержатся все необходимые условия для развития личности дошкольника, реализуются его возможности.
Правильный подбор художественных произведений, ориентированных на детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения, и организация на материале этих произведений специальной работе по программе нравственного воспитания будет способствовать формированию у детей нравственных представлений.
Проведенный формирующий эксперимент говорит о наличии потенциальных возможностей в усвоении нравственных норм. Однако следует отметить, что формирование личностных качеств – это достаточно сложный процесс, требующий длительного, целенаправленного, комплексного педагогического воздействия. Но, несмотря на это, проведя работу, обеспечивающую формирование первоначальных нравственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения было зафиксировано:
Похожие статьи:
Виды работы над новым словом
Первым шагом в этой работе является введение нового слова. На этом этапе предполагается проведение многоплановой работы. Предъявление слова. В настоящее время использую следующие способы: - чтение загадки, отгадывание её учащимися; - рассматривание предметной картинки (из набора «Картинный словарь» ...
Актив группы. Его роль, способы формирования и организация его деятельности
Актив складывается на основе учебной и общественной деятельности учащихся - это лучшие, наиболее сознательные, энергичные представители группы. Какой - то иной принцип отбора актива порочен в своей основе. Очень важно не ошибиться в определении кандидатур в состав актива группы. Изучая личные дела ...
Предпосылки формирования трудовых умений у младших дошкольников
На четвертом году жизни ребенок еще нуждается в уходе и помощи взрослых, воспитатель всемерно поощряет все проявления самостоятельности. Сформированные примерно к середине года навыки одевания, раздевания позволяют педагогу почти полностью отказаться от практической помощи воспитанникам и в основно ...