Образование: статьи и материалы » Нравственное воспитание детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения посредством произведений детского фольклора » Система работы по формированию нравственных представлений у детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения средствами произведений детского фольклора

Система работы по формированию нравственных представлений у детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения средствами произведений детского фольклора

Страница 4

Так, дети с удовольствием вспоминали эпизоды в сказке, когда кто-либо из них помогал другому.

В основном взаимопомощь касалась детей, которые дружат между собой, да и сами воспитанники поначалу утверждали, что помогать следует именно друзьям. Проведенной работы было явно недостаточно для того, чтобы сверстники поняли необходимость проявления взаимопомощи не только среди друзей, но и других людей, нуждающихся в помощи. Одного слухового восприятия фольклорного произведения, даже сопровождаемого этической беседой, недостаточно детям дошкольного возраста особенно с нарушением зрения, для того, чтобы оно ориентировало их в окружающей действительности и в какой-то мере служило им образцом для собственного поведения. Поэтому исходя из положения того, что благоприятные условия для присвоения дошкольниками обобщающего в художественных образах нравственного отношения к окружающему создается при "активном" контакте детей с литературными персонажами. Одной из эффективных форм таких контактов с литературными персонажами является инсценирование содержания воспринятых художественных произведений, в которых дети, выполняя роли персонажей, в воображаемом плане воспроизводят события, действия и отношения литературных героев. Особенно эмоционально дошкольники выражают отношение к поведению действующих лиц произведения, где образно описывается влияние тех или иных поступков на переживание окружающих людей. Организация с дошкольниками игр-инсценировок с использованием различных выразительных средств, например, мимики, жестов, поз, движений, а также игровых атрибутов способствовали адекватному воссозданию конкретных образов литературных героев. Особенно вдохновенно действуют дети, когда самостоятельно разыгрывают роли, как настоящие актеры принимают участие в концертах.

В заключении была проведена заключительная беседа по содержанию сказки, направленная на формирование послушания, отзывчивости, преданности и дружбы.

Таким образом, моя работа включала в себя разнообразную деятельность по формированию нравственных представлений и дружеских отношений посредством фольклорной сказки «Финист – ясный сокол».

В результате проведенного исследования выявлены определенные недостатки представлений детей с общим нарушением зрения о нравственных нормах поведения:

Дети имеют недостаточно четкие представления о моральных нормах.

Имеющиеся представления недостаточно дифференцированы.

В некоторых случаях отмечается формальное усвоение понятий и представлений.

Ориентация на самого себя, на собственные силы, не позволяют дошкольникам с нарушением зрения адекватно реагировать на ситуацию, требующую проявления доброжелательности, сочувствия, отзывчивости.

Для организации последовательной и целенаправленной работы по усвоению старшими дошкольниками с общими нарушением зрения нравственных представлений и формированию нравственных чувств было обращено к фольклорным произведениям. Чувства детей наиболее активно формируются и развиваются в деятельности, особенно совместной, во взаимоотношениях друг с другом, со взрослыми. Поэтому моделировались реальные жизненные ситуации, проходило знакомство детей с крупными и малыми фольклорными формами. В самостоятельной игровой деятельности дети уточняли свои знания, так как именно в игре содержатся все необходимые условия для развития личности дошкольника, реализуются его возможности.

Правильный подбор художественных произведений, ориентированных на детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения, и организация на материале этих произведений специальной работе по программе нравственного воспитания будет способствовать формированию у детей нравственных представлений.

Проведенный формирующий эксперимент говорит о наличии потенциальных возможностей в усвоении нравственных норм. Однако следует отметить, что формирование личностных качеств – это достаточно сложный процесс, требующий длительного, целенаправленного, комплексного педагогического воздействия. Но, несмотря на это, проведя работу, обеспечивающую формирование первоначальных нравственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения было зафиксировано:

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Работа детей с приспособлениями по развитию органов восприятия
Развитие чувства осязания. Например, распознавание гладкой поверхности и шероховатой с помощью дощечек, на которые наклеены гладкая и шероховатая поверхности (например, глянцевая и наждачная бумага). Ребенок учиться «видеть руками». В три приема дети должны понять, какие виды поверхностей они «увид ...

Составляющие воспитательного процесса в вузе
1) Педагогическая парадигма. Концепция педагогической парадигмы состоит в том, чтобы воспитать человека под влиянием принуждения, или как еще говорят – методом “кнута и пряника”. Основа воспитания в этой парадигме — власть воспитателя (педагога или родителя) над воспитанником. Соответственно воспит ...

Первые письменные педагогические источники на Беларуси и дальнейшее развитие педагогической мысли в XIV-XVII вв
История педагогической мысли Беларуси - это отражение многовековой жизни белорусского народа, его трудовых усилий, борьбы, стремления к социальной справедливости. Развитие материальной и духовной культуры во многом обязано народной педагогике, которая обеспечивала преемственную связь поколений, пер ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.hello-school.ru