3. Катя и Настя играли в игру «Ястребы и ласточки». Лиза убегала, а Настя догоняла. Вдруг Лиза упала. Тогда Настя сказала … Что сказала Настя?
4. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша… Что сказал Саша?
Для анализа были выделены следующие моменты: а) правильность ответа ребенка; б) мотивация ответа.
Оценивалась эта серия методики по тем же уровням:
Высокий уровень – полное и четкое представление.
Средний уровень – правильное, но не достаточно четкое.
Низкий уровень – неправильное представление о моральных нормах.
Целью методики №3 «Моделирование жизненных ситуаций» было определение умения применять знание о моральных нормах в реальных жизненных ситуациях.
Было разыграно несколько ситуаций, которые бы позволили нам судить о нравственных представлениях детей, умении применять знания моральных норм в реальной жизни.
Ситуация №1. «На прогулке».
Участки для средней группы и старше группы расположены рядом. Мяч средней группы покатился на участок старших. Ребенок бежит за ним.
Ситуация №2. «Помощники».
Мальчик, выполняя поручения воспитателя, подклеивал книгу. Вдруг клей нечаянно падает и разливается.
Ситуация №3. «Скорая помощь».
Воспитатель ведет занятие. Помощник воспитателя жалуется на плохое самочувствие и ложится на кровать. Посуда немыта, столы неубраны. Что делать?
Анализ результатов эксперимента. Как указывалось выше, в исследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста с общим нарушением зрения: подгруппа №2 – экспериментальная и подгруппа №1 – контрольная. Анализ данных по каждой подгруппе проводился в сравнении.
Методика №1. Материалом для анализа послужили ответы детей при оценки ситуаций, изображенных на картинках.
Было установлено, что у детей недостаточно сформирована оценка моральных норм. Представления о моральных нормах находятся примерно на одном уровне. Это видно из таблицы 1. (Приложение)
Целью экспериментальной части является развитие нравственных качеств и дружеские отношения у детей экспериментальной группы.
При проведении формирующего эксперимента были видвинуты следующие задачи:
– Изучить особенности выполнения нравственных норм.
– Установление уровня сформированности нравственных чувств и представлений у старших дошкольников с общим нарушением зрения.
– Разработать план мероприятий по формированию у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения нравственных качеств и дружеских отношений с использованием народной сказки.
– Реализовать разработанный план работы.
Согласно перспективно-тематическому плану (Приложение), реализовывался комплекс мероприятий, направленных на формирование нравственных качеств и дружеских отношений у детей экспериментальной группы с нарушением зрения.
На первом этапе исследования осуществила выбор фольклорного произведения «Финист – ясный сокол». Выбор литературного произведения осуществлялся в соответствии с задачами исследования и на основании методических рекомендаций, данных авторами программы «Истоки», по которой работает детский сад.
Структура работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения представлений о нравственности, дружбе и особенностей их проявления, а также определенного эмоционального отношения к этим важным нравственным характеристикам средствами фольклорной сказки опиралась на следующие принципы:
1. Содержательность произведения, яркость и динамичность образов, большая смысловая нагрузка.
2. Выбор произведения, где в качестве главного персонажа выступает герой, наделенный высокими моральными качествами.
3. Эмоциональная выразительность в описании главного персонажа (или нескольких персонажей) с присущими ему нравственными качествами, способного проявить сочувствие и сопереживание друзьям, оказавшимся в беде.
Похожие статьи:
Исследование авторитета педагогов среди старшеклассников
Для решения третьей задачи нашего исследования методом опроса мы определили авторитет педагогов среди учащихся 11 классов. Для этого всем ученикам были выданы опросные листы для экспертной оценки авторитета учителя (в баллах от 1 до 5) среди старшеклассников. Опрашиваемые были проинструктированы сл ...
Анализ существующих интенсивных методик обучения иностранному языку
За всю историю человечества было разработано великое множество различных образовательных методик. Существуют традиционные и нетрадиционные методы обучения иностранному языку. Под традиционным способом изучения иностранного языка принято понимать грамматико-переводной метод изучения. Метод основан н ...
Характеристика видов новых технологий
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе ...