Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения всегда была одной из актуальных проблем, а в современных условиях она приобретает особое значение.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что данной проблеме было уделено немало внимания.
Можно полагать, что люди создают вокруг себя не только материальный мир, в который входят здания, орудия труда, мосты, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий систему поведения, общения, социальных взаимоотношений. Поэтому необходимо воспитывать нравственное поведение у детей с нарушением зрения, обращаясь к уникальным образцам нравственности, в том числе к образцам нравственности героев фольклорных сказок. В сказках, как и в современном обществе существует определенный набор норм поведения и правил, которые составляют нравственное воспитание.
Под нравственными нормами и правилами поведения понимаются идеи о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. Так, в сказках главным героям позволено одно, но при этом запрещено другое. В разнообразных ситуациях нравственные нормы и правила определяют социально одобряемые способы поведения, как взрослых, так и детей. Нравственное воспитание определяет то, как нужно относиться к родителям, сверстникам, друзьям. К сожалению, не всегда люди ведут себя в соответствии с нормами поведения и поэтому необходимо объяснить ребенку, что хорошие люди хорошо ведут себя и совершают добрые дела, хорошие поступки, и все любят этих людей. Плохие же люди ведут себя плохо, причиняют другим боль и совершает гадкие поступки. Таких людей не любят и не хотят с ними дружить. В этой связи, фольклорные произведения играют большую роль в формировании нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Нравственное воспитание является самым главным и приоритетным в воспитательном процессе, в силу того, что это самый благодатный возраст для формирования нравственности у детей дошкольного возраста с сохранным развитие и с нарушением зрения. Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения требует особых методик и пособий. Формирование духовно-нравственных качеств у лиц с нарушениями зрения связано с особенностями формирования их личности. Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников с нарушениями зрения, также как и в норме требует целенаправленной организованной работы, связанной с системой нравственного воспитания.
Таким образом, актуальность вышеизложенного послужила выбором темы данного исследования.
Предмет исследования – художественные произведения, ориентированные на детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения.
Объект исследования – процесс формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения посредством произведений детского фольклора.
Цель исследования – формирование нравственных представлений у детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения посредством произведений детского фольклора.
В основу моего исследования положена гипотеза, согласно которой правильный подбор художественных произведений детского фольклора, ориентированных на детей дошкольного возраста с общим нарушением зрения, и организация на материале этих произведений специальной работы по программе нравственного воспитания будет способствовать формированию у детей нравственных представлений.
Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:
Изучить специальную литературу по проблеме выпускного исследования и определить степень разработанности различных аспектов данной проблемы.
Установить особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста в контексте возрастной психологии и педагогики и детского литературоведения.
Проанализировать поэтические и прозаические произведения, ориентированные на ребенка дошкольного возраста, с точки зрения возможности их использования в качестве средства нравственного воспитания детей.
Разработать на материале произведений детской художественной литературы систему работы, обеспечивающую формирование первоначальных нравственных представлений у детей дошкольного возраста.
Провести проверку разработанной системы занятий по формированию первоначальных нравственных представлений в группе детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
База исследования – МБДОУ №218 г. Красноярска, старшая группа №1.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Теоретический – при изучении и анализе научной литературы по теме выпускной работы.
Описательный – при анализе художественных текстов, ориентированных на детей дошкольного возраста.
Практические методы – при разработке системы мероприятий по формированию первоначальных нравственных представлений у детей дошкольного возраста и проверке их эффективности.
Теоретическая значимость выпускного исследования заключается в анализе и систематизации первоисточников по возрастной психологии и педагогике и детскому литературоведению в аспекте поставленной цели исследования.
Новизна выпускного исследования состоит в том, что:
Осуществлен отбор и анализ поэтических и прозаических произведений, ориентированных на дошкольный возраст, на материале которых можно проводить работу по нравственному воспитанию детей.
Разработана система мероприятий по формированию первоначальных нравственных представлений у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования материалов выпускной работы в преподавании такой учебной дисциплины по программе колледжа, как детская литература с практикумом по выразительному чтению, и некоторых других дисциплин, а также в практической работе воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Похожие статьи:
Характеристика и классификация общеразвивающих
упражнений
Для общеразвивающих упражнений характеристика, что в каждом из них согласуется динамичная работа одних мышц и статическая нагрузка на другие. Этим обеспечивается избирательность воздействия на конкретные части тела. Упражнения состоят из элементов, которые могут выполняться отдельно. Поэтому можно ...
Развитие мышления в онтогенезе
Развитие мышление начинается в младенческом возрасте и в течение первого года жизни (а Л. С. Выготский говорил, что в течение двух лет жизни), формирование мышления идет независимо от функции речи по своим собственным законам. Основным условием развития мышления детей является целенаправленное восп ...
Методика Н. Холла на определение уровня
эмоционального интеллекта
Ниже Вам будут предложены высказывания, которые, так или иначе, отражают различные стороны Вашей жизни. Пожалуйста, отметьте звёздочкой или любым другим знаком тот столбец с соответствующим баллом справа, который больше всего отражает степень Вашего согласия с высказыванием. Обозначение баллов: Пол ...