Интеграция - новый подход к обучению и воспитанию учащихся.
Интегрировать - объединять части в одно целое.
Структура интегрированных занятий требует особой чёткости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным направлениям на всех этапах изучения. Это успешно достигается за счёт компактного, сконцентрированного использования учебного материала программы, а, кроме того, подключения некоторых современных способов организации и изучения нового материала. Интегрированные занятия художественно - творческого обучения способствуют проявлению творческого интереса учащихся к работе, прочному усвоению знаний, активизации их мыслительной деятельности, формированию эстетического вкуса и нравственных качеств.
В исследованиях Комаровой Т.С. рассматривается взаимосвязь художественно - творческой деятельности с другими эстетическими деятельностями: музыкальной, литературной, экологической - как ещё один путь развития детского воображения, самостоятельного творчества на занятиях кружка.
Старшие дошкольники по ряду физических и психологических показателей существенно отличаются от детей других возрастов. Одно из основных отличий заключается в том, что шестилетки учатся по своей "программе". Эту особенность шестилетних детей отмечал психолог Л.С. Выготский: "Ребёнок дошкольного возраста по своим особенностям способен к тому, чтобы начать какой-то новый цикл обучения, недоступный для него до этого. Он способен это обучение проходить по какой-то программе, но вместе с тем саму программу он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой".
Активность деятельности шестилеток снижается от начала занятия к его концу, от первого занятия к последнему, от понедельника к пятнице. Шестилетних детей отличает большая уязвимость нервной системы, быстрая утомляемость, импульсивная активность, завышенная самооценка.
Цель обучения, вместе с психолого-физиологическими показателями, определяют содержание, методы, средства, формы обучения, позволяя говорить об особенностях процесса обучения шестилетних детей вообще и об особенностях занятий по художественно-творческому труду в частности.
Третье педагогическое условие - отбор методов и приёмов обучения с учётом цели и задач каждого конкретного занятия, специфики вида деятельности, а также знания возрастных особенностей детей и уровня их овладения деятельностью.
Т.С. Комарова определила следующие методы обучения художественно-творческой деятельности детей:
1) информационно-рецептивный,
2) репродуктивный,
3) исследовательский,
4) эвристический,
5) проблемный.
Информационно-рецептивный метод заключается в проведении наблюдения, обследования детьми предметов, игрушек, готовых построек, передаваемых в изображении, организации рассматривания картин или иллюстраций, несущих детям информацию о предметах и явлениях.
Специфика художественно-творческой деятельности требует, чтобы объяснение, рассказ, любое слово педагога, включенные в информационно-рецептивный метод и обращение к детям, были образными, эмоциональными, вызывали положительный отклик у детей.
Деятельность педагога, направленная на закрепление знаний, выработку навыков и умений, в результате воспроизведения способов деятельности определяется как репродуктивный метод.
Методы, возбуждающие эмоциональную отзывчивость, самостоятельность, творчество - это эвристический и исследовательский методы. Они направлены на обучение поискам самостоятельного решения изобразительной задачи, возможных вариантов, развитие творческого мышления, воображения. Эвристический метод предполагает поэлементное обучение чертам творческой деятельности. Применять исследовательский метод Т.С. Комарова рекомендует тогда, когда педагог побуждает детей выполнить творческие задания, отобразить сюжет литературного произведения, создать изображение по собственному замыслу.
Суть проблемного метода обучения состоит в постановке вопросов, создании проблемных ситуаций и т.д. с помощью этого метода педагог ставит детей в активную позицию, побуждает к поиску решения задачи. Важно, чтобы дети не боялись ошибиться, учились анализировать проблемные ситуации, самостоятельно находить ответы. Существуют следующие варианты использования этого метода:
педагог ставит проблему, намечает пути её решения, само решение ребёнок находит самостоятельно;
педагог ставит проблему, пути её решения дети ищут самостоятельно;
Похожие статьи:
Общеразвивающие упражнения в средней группе
Возросшие функциональные возможности и приобретенный двигательный опыт детей средней группы - хорошая основа для совершенствования обучения общеразвивающим упражнениям по всем названным параметрам. 1. Чаще всего для выполнения общеразвивающих упражнений дети средней группы строятся в звенья, которы ...
Современный этап развития методики и методики развития речи дошкольников
Развитие речи становится актуальной проблемой и в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения — это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи. Связная речь предполагает овладение словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение гра ...
Роль инноваций в развитии школы
После того, как всесторонне проанализирована ситуация в школе, определены, какие результаты работы школы необходимо улучшить, естественно, возникает потребность в обоснованном выборе идей, с помощью которых это можно было бы сделать наилучшим образом. Выбор идей неизбежен потому, что для достижения ...