В творческом акте общим является замысел - поиски художественного его воплощения и окончательная его реализация. Однако, чтобы управлять формированием этих действий, важно представлять их в самых конкретных проявлениях. Любое новое художественное явление ребёнок осваивает в известной последовательности: от первоначального ознакомления к усвоению, исполнению и дальнейшему применению. Каждый этап характеризуется особыми действиями детей, общими для всех видов.
В теории дошкольной педагогики представлены многочисленные исследования самостоятельности, как черты личности, которая формируется в различных видах деятельности. Подчёркивается её значение как результат комплекса элементов, связанных с направленностью и избирательностью её действий, с качеством имеющегося опыта знаний, умений, с волевой устремлённостью. Например, самостоятельность рассматривается в связи с различными видами деятельности:, игровой (А.П. Усова, Р.И. Жуковская, Р.А. Иванкова, В.Н. Аванесова), художественной (Е.А. Флёрина, Н.П. Сакулина), конструкторско-игровой (Ф.В. Изотова). Отмечен и генетический аспект, показывающий возникновение и формирование самостоятельности детей на разных возрастных этапах (Г.Н. Година).
При построении структуры деятельности мы опираемся на основные положения, сформулированные А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, и принимаем следующее её определение: "Специфическое для данной деятельности соотношение её элементов или частей (операций и действий), соответствующее в общем соотношению компонентов её предметного содержания (средств, целей, мотивов), составляет то, что называется строением или структурой деятельности".
Поскольку деятельность состоит из законченных действий, подчинённых общей цели, то её структуру следует рассматривать в связи с её процессом: возникновением замысла, развёртыванием деятельности и её заключением. Н.А. Ветлугина рассматривает следующую структуру самостоятельной художественной деятельности.
Возникновение художественных замыслов (цели) как проявления интересов ребёнка, продиктованных внутренними мотивами и обусловленных имеющимся художественным опытом. Внешне это выражается в самостоятельном выборе ребёнком того или иного вида художественной деятельности, нахождении формы её организации, привлечении сверстников к участию, к установлению взаимоотношений и распределению ролей, в подготовке материальных условий к её осуществлению.
Реализация замысла, качество которой зависит от владения способами переноса имеющегося опыта в новые условия. Проявляется в применении адекватных способов действий - воспроизводящих и творческих, ранее усвоенных, но видоизменённых детьми.
Самоконтроль действий, стремление приблизится к поставленной цели. Выражается в совершенствовании ребёнком своих действий по ходу развития деятельности, в высказываемых предположениях по её дальнейшему ходу и окончанию.
Анализируя процесс создания детьми самостоятельного изображения, а также готовые продукты их деятельности мы выделили следующие этапы развития и воплощения художественного замысла в создании поделок из природного материала старших дошкольников (которые, впрочем, характерны и для других видов художественно-творческой и изобразительной деятельности):
Накопление и уточнение представлений об окружающей жизни путём организации наблюдений на прогулках, экскурсиях, путём просмотра телевизионных программ для детей, чтения книг, рассматривания репродукций картин художников, иллюстраций, слушания музыки, игр детей.
Определения темы поделки.
Осознание содержания будущего изображения, определение входящих в него деталей, композиции изображения.
Выбор материалов для поделки с точки зрения и предпочтений ребёнка, их наибольшей выразительности для решения темы, выбор и уточнение способов создания изображения.
Уточнение представлений о предметах, явлениях, которые будут изображаться перед началом практического выполнения поделки.
Планирование выполнения замысла. Определение последовательности создания изображения.
Уточнение представлений об изображаемых предметах в случае необходимости, в ходе реализации замысла путём дополнительного рассматривания предмета, иллюстраций, дополнительного объяснения, напоминания.
Активизация применения разнообразных способов создания изображения, выразительных средств.
Оценка получившегося продукта с точки зрения полноты осуществления замысла (контроль по результату), применённых способов изображения и выразительности.
Обогащение, дополнение изображения на основе оценки.
Похожие статьи:
Возможности модернизации темы «кристаллогидраты»
Анализ прогарам и учебников показал нам структуру изложения учебного материала. На основе проделанной работы мы приходим к выводу о более эффективной структуре изучения данной темы. Целью данного раздела является рассмотрение возможностей модернизации содержания и методики изучения темы «кристаллог ...
Общеразвивающие упражнений в младшей группе
1. На первом этапе обучения дети размещаются на площадке хаотично. Педагог должен помочь найти удобное место тем, кто не умеет делать это самостоятельно. Нужно одновременно видеть всех детей, поэтому воспитатель должен стоять у короткой стороны площадки лицом к детям. В последующем, когда дети стро ...
Единство образовательных и воспитательных задач в процесс преподавания
информатики и смежных дисциплин
Образование без воспитания не формирует человека. И.А. Ильин Каждую школу строят дважды. Сначала строители, но сразу за ними эстафету подхватывает педагогический коллектив школы и начинает созидать отношение, содержание жизни и многое другое, что можно было бы назвать педагогической архитектурой шк ...