Существенно следующее обстоятельство: в дошкольном возрасте большую роль в развитии воображения имеют художественная деятельность, конструирование, элементы труда и учения, которые реализуются средствами художественного, умственного и нравственного воспитания детей. Правда, эти средства первоначально имеют игровую форму, но вместе с тем они обладают своими особыми целями. Они взаимосвязаны и направлены на выполнение детьми различных действий, которые принято называть творческими (например, работа с природным материалом, лепка, танцы, конструирование из бумаги и т.д.)
Безусловно, художественная деятельность предоставляет для этого большие возможности. Дошкольный возраст сенситивен для развития воображения, и поэтому взаимодействующий с ребёнком взрослый должен создать все условия для того, чтобы ребёнок мог вести поисковую, исследовательскую деятельность, решать любые вопросы по-своему. Взрослый не должен спешить давать ребёнку ответы на поставленные вопросы. Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа на занятиях, в играх и т.п., нацеленная на развитие воображения, должна ограниченно войти в жизнь ребёнка.
Большой интерес вызывают работы О.М. Дьяченко. Глубокое изучение ею закономерностей развития воображения у детей позволило ей создать специальную программу целенаправленного развития этой способности у детей 3-7 лет. Исследование, безусловно, даёт основу для становления "педагогики воображения" - решения проблем развития творчества в широком плане. В то же время оно позволяет глубже понять возможности творческого развития детей в конкретных видах деятельности, в частности в художественно - творческой деятельности при работе с природным материалом, и строить процесс обучения и развития детей в её условиях более целенаправленно и эффективно.
Первое педагогическое условие развития воображения у детей старшего дошкольного возраста мы видим в создании кружковой работы. Так как, именно обучение - организованный взрослым процесс передачи и активного присвоения ребёнком мотивов, способов действия, знаний, умений и навыков. А обучение, как известно, главным образом происходит на занятиях.
Огромное значение кружковой работы в развитии детей отмечали многие педагоги, это Комарова Т.С., Дьяченко О.М., Ветлугина Н.А. и др. Внеучебная, воспитательная работа, проводимая в кружке, обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, т.к. организуется на добровольных началах: программа работы кружка не связана рамками обязательных учебных программ; продолжительность занятий не ограничивается строго по времени; кружок имеет большие возможности для организации различных видов деятельности детей и позволяет использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Кружковую работу со старшими дошкольниками целесообразно начинать в старшей или подготовительной группе детского сада, когда у детей уже сформировались на житейском уровне первоначальные представления об окружающей жизни, о природе и взаимосвязях в ней, о роли человека в природе и т.д. при организации кружка следует иметь в виду, что его название должно быть привлекательным для дошкольников, поэтому в его выборе должны принимать участие сами дети. Формируемые в кружке понятия, представления и значения должны быть связаны с теми, которые дошкольники получают на занятиях. Работа в кружке может определять или продолжать учебную. При этом широта и глубина знаний дошкольников могут существенно превышать полученные на занятиях. Это обусловлено не только тем, что кружковая работа позволяет выйти за рамки учебной, но, прежде всего тем, что главным принципом её организации является опора на интересы детей.
Велика роль кружковой работы в приобщении дошкольников к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более свойственна, что делает более продуктивным процесс становления личности.
Предметная деятельность, на которой целиком основывается художественно-творческое обучение на занятиях кружка, оказывает специфическое ни с чем не сравнимое развивающее воздействие на старшего дошкольника. И основной путь этого развития в данном случае идёт через овладение конкретными приёмами практической работы.
Второе педагогическое условие - использование взаимосвязанных интегрированных занятий в рамках кружка "Природа и фантазия".
Похожие статьи:
Проблемы организационного характера
Первая проблема. На сегодня нет единой точки зрения на то, с какого компонента и как следует начинать формирование учебной деятельности. Высказываются мнения, подтвержденные результатами экспериментальной работы, что это лучше всего делать, начиная с: -контрольного компонента (Д.Б.Эльконин и др.); ...
Учебный блок по теме «Использование масок в IP-сетях
Традиционная схема деления IP-адреса на номер сети и номер узла основана на понятии класса, который определяется значениями нескольких первых бит адреса. Именно потому, что первый байт адреса 185.23.44.206 попадает в диапазон 128-191, мы можем сказать, что этот адрес относится к классу В, а значит, ...
Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей системе
воспитания с учетом современных требований
Здоровый образ жизни – совокупность типичных видов жизнедеятельности человека, которая в единстве с условиями жизни, направлена на организацию правильной, нормальной деятельности организма, его полное физическое и психическое благополучие. Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает о ...