Для усиления внимания к вопросам управленческо-педагогической деятельности, обеспечения дальнейшего развития форм и методов работы с преподавателями в техникуме с 1998 года проводятся ежегодные педагогические чтения с приглашением ведущих специалистов Новокузнецкого института усовершенствования учителей, профессорско-преподавательского состава высших профессиональных учебных заведений. Сотрудники этих учебных заведений приняли активное участие в разработке аттестационной карты управленческо-педагогической деятельности преподавателей и проведении экспертных мероприятий по определению «уровня овладения преподавателями управленческой деятельностью в условиях многоуровневой профессиональной подготовки специалистов». Определение уровня овладения преподавателями управленческой деятельностью осуществлялась с помощью метода, предложенного И. К. Шалаевым.
Рост профессионального мастерства преподавателей и формирование у них готовности к выбору эффективных методов обучения обеспечивался в рассматриваемый период посредством создания в техникуме условий для издания авторских учебно-методических пособий, публикаций результатов научных исследований в периодической печати. Участие преподавателей в научно-практических и учебно-методических семинарах позволяет им актуализировать профессиональные знания и выявлять новые потребности профессиональной практической среды. Кроме того, характерной особенностью рассматриваемого периода стало привлечение преподавателей специальных дисциплин к реализации совместных с Межрегиональной ассоциацией «Сибирское соглашение» (МАСС) научно-исследовательских программ (проектов); «Развитие банковского дела в Сибири»; «Развитие страхового рынка в Сибирском регионе»; «Экономика и финансы малого предпринимательства»; «Совершенствование бюджетного процесса на региональном уровне»; «Экономическая реформа образования» и т.д.
В целом на этапе формирующего эксперимента изменение требований государственных образовательных стандартов и условий практической профессиональной среды обусловило корректировку содержания итоговых аттестационных тестов профессиональной направленности при сохранении их объема и структуры.
В сплошном тестировании, которое проводилось перед итоговым аттестационным экзаменом, участвовали 122 выпускника. Каждый тест, как и на этапе констатирующего эксперимента, включал 40 вопросов и задач, сгруппированных по четырем направлениям. Оценивание проводилось аналогично. В ходе формирующего эксперимента нами получены следующие результаты: Уточнены организационно-педагогические условия осуществления многоуровневой профессиональной подготовки специалистов. Получены положительные результаты применения в образовательном процессе модели многоуровневой профессиональной подготовки специалистов торгово-экономического профиля.
Таким образом, на втором этапе эксперимента было выявлено, что расширение образовательной среды учебного заведения за счет открытия новых специальностей, реализуемых на разных уровнях профессионального образования в рамках единого профессионального поля, способствует усилению межпредметной интеграции, обеспечивает повышение эффективности образовательного процесса и позволяет реализовать комплексный подход к управлению образовательной системой многоуровневой профессиональной подготовки специалистов.
Стало очевидным, что для понимания качественных особенностей разных видов профессиональной деятельности требуется активнее вовлекать преподавателей выпускающих комиссий в техникуме и кафедр в вузе к разработке и реализации образовательных проектов. Участие преподавателей специальных дисциплин в реализации образовательных проектов способствует обеспечению интеграции дисциплин в практическую профессиональную среду и повышению уровня овладения преподавателями управленческой деятельностью в условиях многоуровневой профессиональной подготовки специалистов. Эти уточнения легли в основу подготовки базы для контролирующего эксперимента.
На этапе контролирующего эксперимента (2003 – 2006 гг.)
проведена опытно-экспериментальная проверка эффективности разработанности организационно-педагогических условий и модели многоуровневой подготовки специалистов. Многоуровневый образовательный процесс, осуществляемый в техникуме на этом этапе, предусматривал освоение обучающимися взаимосвязанных основных (базовых) образовательных программ по четырем уровням профессионального образования (начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее и дополнительное профессиональное образование). Цель
Похожие статьи:
Профессиональная компетентность
Целесообразность введения понятия «профессиональная компетентность» обусловлена широтой его содержания, интегративной характеристикой, объединяющей такие широко используемые понятия, как «профессионализм», «квалификация», «профессиональные способности» и др. В педагогической науке понятие «професси ...
Представления старшеклассников об «идеальном» учителе
Старшеклассник, в отличие от учеников младших классов, не видит в учителе воплощения отца и матери. По мнению И.С. Кона, учительская власть также невелика, она даже меньше, чем власть спортивного тренера, который может отстранить нерадивого ученика от тренировок, чего учитель сделать не в праве. В ...
Профессиональная компетентность и культура педагога
Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности ...