Изменения в построении учебных планов по направлениям и специальностям позволили рационализировать работу по формированию фонда методических и научно-исследовательских разработок.
Заключение договора на издательскую деятельность способствовало активизации выпуска собственных учебно-методических пособий. При этом взаимоувязка учебных планов по нескольким специальностям одного профиля, проявляющаяся в согласовании перечня дисциплин академического и профилирующего модулей, позволяет разрабатывать единое учебное пособие для нескольких специальностей.
Рис. 10. Учебно-методический комплекс на основе ассоциативных связей
Аналогичный подход использован при формировании баз производственных практик. Они обусловлены расширением количества партнеров техникума, предоставляющих обучающимся возможность прохождения производственной практики и стажировки в своих службах, отделах, отделениях. С руководством экономических субъектов согласовывались программы, соответствующие определенному уровню профессионального образования и специальности. Выбор конкретного рабочего места и руководителя практики на каждом экономическом субъекте осуществлялся в зависимости от характера и объема выделенных в программе практики профессиональных функций, освоение которых необходимо для будущей практической деятельности по соответствующей специальности. Таким образом, на данном этапе выросло количество баз производственной практики и произошло расширение направлений их использования в соответствии с требованиями к выпускнику того или иного уровня профессионального образования.
На основе проведенных исследований выявлено, что для реализации многоуровневого профессионального образования требуются адекватные организационно-педагогические условия, способствующие ее целенаправленному управлению. К организационным условиям, как отмечалось выше, мы относим финансовое и материально-техническое обеспечение; создание компьютерных сетей различного по назначению уровня; обеспечение современными информационными технологиями и коммуникационными средствами; кадровое обеспечение; разработку системы распорядительной документации техникума.
Наибольших усилий от руководства учебного заведения потребовало развертывание педагогических условий реализации многоуровневой профессиональной подготовки специалистов. Одним из главных педагогических условий стало принятие педагогическим коллективом модели непрерывного многоуровневого профессионального образования и наличие у коллектива мотивационной, операционной и рефлексивной готовности к выбору методов обучения и способов взаимодействия в образовательном процессе, адекватно реализующих цели профессионального образования. Для формирования у членов педагогического коллектива такого подхода к своей деятельности руководство приняло решение о необходимости обучения преподавателей, других участников педагогического процесса управленческой деятельности в условиях многоуровневой профессиональной подготовки специалистов. Таким образом, на данном этапе эксперимента был сделан акцент на формирование содержательного компонента многоуровневого профессионального образования, на интеграцию профессиональной деятельности, проведение внутрипредметной и межпредметной систематизации содержания.
Были использованы разные формы и методы обучения, которые включали семинары по овладению методологическими, управленческими основами педагогической деятельности; семинары по углублению понимания содержания многоуровневого профессионального образования и по отработке отдельных программ с обучающимися; исследование образовательного процесса, построенного на концепции многоуровневого профессионального образования; разработку сквозных учебных планов; пробную работу по сквозным учебным планам; создание модулей обучения. Стратегия и тактика обучения преподавателей заключалась в развитии у них новых профессиональных потребностей и способностей в овладении новой для них управленческой деятельностью в условиях многоуровневой профессиональной подготовки специалистов. Каждый член педагогического коллектива получал представление об образовательном процессе в целом и определял в нем содержание, за которое он будет нести персональную ответственность, связывая его с потребностями будущей профессиональной деятельности обучающихся и учитывая динамичный характер этих потребностей.
Похожие статьи:
Работа над «зрительным» образом слова
Ученики могут определить нужную букву, обратившись к орфографическому словарику. Это будет способствовать накоплению опыта работы со словарями, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии ...
Современное понимание произносительной стороны речи
Понятие «произносительная сторона речи» охватывает следующие аспекты: фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относятся навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фра ...
Группировка и запись слов по орфографическим признакам
Этот приём состоит в том, что учащиеся должны записать слова по группам в соответствии с орфографическими особенностями слова. Например: предлагаю ученикам слова: берёза, берег, воробей, малина, город, вагон. Дети должны записать их столбиками: в один столбик слова с безударной гласной а, в другой ...