Гуманизация профессионального образования является важной чертой социального заказа в новых социально-экономических условиях. Она проявляется в направленности образования как социального института не только на подготовку профессионала, но и на воспитание ценностей и идеалов будущего специалиста, формирование его мировоззрения, возможностей продуктивного взаимодействия с окружающими людьми и социальной ответственности перед обществом.
Условия учебной деятельности в психолого-педагогическом словаре определены как «совокупность обстоятельств, предпосылок, в которых она осуществляется». Таким образом, организационно-педагогические условия определяются как приведенная в систему совокупность взаимосвязанных обстоятельств, способствующих осуществлению образовательной деятельности.
Исходя их этой трактовки будем рассматривать организационно-педагогические условия с точки зрения обстоятельств, реализация которых способствует осуществлению образовательного процесса.
Под педагогическими условиями образовательной деятельности мы понимаем совокупность взаимосвязанных обстоятельств, необходимых для создания целенаправленного образовательного процесса многоуровневой профессиональной подготовки специалистов.
К педагогическим условиям мы относим следующие:
- принятие педагогическим коллективом концепции многоуровневого профессионального образования модульной структуры и наличие у его членов готовности к выбору адекватных методов обучения и коммуникаций;
- построение системы повышения профессиональной квалификации преподавателей;
- формирование у обучающихся готовности к активной самостоятельной деятельности;
- наполнение образовательного процесса научной, учебной и методической литературой; программным обеспечением учебного назначения;
- приобщение участников образовательного процесса к творческой интеллектуальной деятельности.
Рассмотрим содержание вышеназванных педагогических условий.
На управленческую деятельность преподавателей в условиях многоуровневой профессиональной подготовки специалистов оказывает влияние понимание ими основных положений построения модели многоуровневого профессионального образования модульной структуры, готовность членов педагогического коллектива к преобразующей деятельности, связанной с внедрением изменений в организацию образовательной деятельности.
Система многоуровневого образования модульной структуры предусматривает, в нашем понимании, рассмотрение в качестве модуля конкретной программы соответствующего уровня профессионального образования.
При таком подходе содержание образовательной программы рассматривается как упорядоченная совокупность учебных блоков (подмодулей), включающая в их взаимосвязи все необходимые компоненты подготовки. В контексте данной работы под учебным блоком понимается связанная совокупность учебных дисциплин (тем).
В рамках определенной дисциплины на разных уровнях профессионального образования могут использоваться одинаковые блоки. При этом содержание одноименных блоков является одинаковым для всех профильных специальностей профессионального образования. Предметный блок – логически завершенная часть содержания учебного материала, которая характеризуется строгим отбором понятийного (что должно быть усвоено) и деятельностного (какими практически умениями и навыками обучающиеся должны овладеть) компонентов и рассчитана на определенное количество часов. При этом для каждого уровня профессионального образования устанавливается своя глубина изучения отдельных разделов дисциплин, что позволяет в совокупности говорить о формировании дидактической спирали, позволяющей на каждом следующем уровне профессионального образования опираться на уже имеющиеся знания, умения, навыки, полученные на предыдущих этапах обучения.
Готовность педагога к реализации целей профессионального образования включает три составляющих: мотивационную, операциональную и рефлексивную. Мотивационная готовность – это наличие у педагога осознанного процесса внутреннего побуждения к управлению поведением, включающего инициацию, направленность и организацию. Управление поведением осуществляется в соответствии с имеющимися у педагога ориентирами в предметной и социальной действительности, которые мы называем ценностями. Проявление индивидуальной системы ценностей педагога происходит посредством его включения в общую систему межличностных и профессиональных отношений, формируемую в процессе научно-педагогической деятельности. Межличностные отношения характеризуются проявлением личных целей и потребностей педагога, типом общения в формализованных и неформальных структурах. Профессиональные отношения характеризуются формальными структурами педагогического коллектива, выполнением функциональных обязанностей каждым отдельным его членом. Формирование профессиональных отношений предполагает развитие способностей педагогов, осуществляемое на основе их собственных стремлений и желаний к саморазвитию и самосовершенствованию, а не по решению администрации.
Похожие статьи:
Красночикойский профессиональный лицей № 22
Красночикойский профессиональный лицей №22 реорганизован из СПТУ в Лицей приказом Министра образования 18 августа 1990 года. Лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования от 24 января 2000 года за №А549066 (НПО), от 19 июня 1999 г. №3933 (СПО) Красночи ...
Сущность, функции, компоненты и уровни познавательного интереса
К вопросу познавательного интереса обращались многие мыслители, психологи, педагоги в разные эпохи, поэтому и отношение к значению познавательного интереса складывалось под влиянием социально-политических и морально-этических тенденций того времени. Как уже отмечалось, первые попытки определения по ...
Формирование графических навыков у дошкольников
В системе общественного воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для воспитания развития личности. В процессе рисования у ребенка совершенствуются, наблюдательность, эстетическое воспитание, эстетические эмоции, художественный вкус, творчески ...