Подготовка и реализация каждого образовательного проекта сопровождается изучение специализированных материалов, разработкой новых или изменением действующих методик и технологий обучения. Результаты этой работы имеют многоцелевой характер и могут быть использованы для развития других направлений деятельности техникума в виде:
- новых дисциплин в составе основных образовательных программ разных уровней профессионального образования;
- новых методических разработок для действующих учебных дисциплин;
- новых тем дипломных и курсовых работ;
- новых вопросов и проблем для обсуждения на межрегиональных научно-практических конференциях, семинарах и др.
Следовательно, работа над проектами в рамках единого профессионального поля позволяет техникуму обеспечить накопление и расширение внутреннего потенциала путем целенаправленных и скоординированных процессов развития, реализовать опережающий характер управления образовательным процессом, в отличие от реактивного, предполагающего принятие управленческих решений как ответную реакцию на объективные изменения в профессиональной практике.
Таким образом, наличие в устойчивой педагогической системе техникума гибкой подсистемы дополнительного профессионального образования расширяет образовательное пространство техникума и предоставляет возможность каждому студенту максимально раскрыть свои индивидуальные возможности и способности, а также позволяет педагогам актуализировать профессиональные знания и выявить потребности профессиональной практической среды.
Готовность обучающихся работать в деятельностном режиме обусловлена внутренними и внешними условиями, способствующими проявлению активности. К внутренним условиям относится прошлый опыт, вид и уровень мотивации, система отношений личности с миром и другими людьми. Предпосылкой внутренней готовности обучающегося к активной самостоятельной деятельности является информированность о профессии, которая заключается в наличии у него ясного представления о назначении специальности, о структуре профессиональной деятельности, об основных характеристиках предмета профессиональной деятельности и о требованиях к носителю данной профессии. Соединение знания с активной позицией во взаимодействии с преподавателем относится к важнейшим условиям формирования обучающегося как субъекта образовательного процесса, деятельностное участие в котором обеспечивает его профессиональное становление.
Как отмечалось выше, адаптации к профессии в техникуме способствуют формы и методы ведения образовательного процесса, а также продуманная система самостоятельной работы студентов, выполняющая одновременно несколько функций:
- организаторскую (приобретение навыков самоорганизации);
- психологическую (углубление интеллектуальных мотивов и потребностей в самообразовании);
- образовательную (стремление к фундаментальности знаний);
- профессиональную (обучение анализу и постановке оценочных суждений);
- воспитательную (осознание себя субъектом профессиональной деятельности).
К внешним условиям готовности обучающихся к активной самостоятельной деятельности относится коллективная форма работы. В рассмотренных выше методах ведения образовательного процесса воссоздается предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности, которая является деятельностью коллективной. При коллективном способе решения профессиональных проблем преодолевается противоречие между индивидуальным способом усвоения знаний и коллективным характером будущего труда. Коллективная деятельность, предполагающая распределение индивидуальных обязанностей между участниками, оказывает большое положительное влияние на становление чувства ответственности, позволяет увидеть себя частицей «всех», а их – продолжением «себя». Коллективная работа обеспечивает самоорганизованность образовательного процесса.
Г. И. Щукина в своих исследованиях отмечает, что «у индивида – участника общественной деятельности благодаря общению формируются особые человеческие свойства: коммуникация, самоорганизация, актуализация способов и образа действий». Отсюда следует, что в процессе коллективной деятельности как формы организации образовательного процесса на основе методов активного обучения формируются навыки коммуникации и самоорганизации.
Похожие статьи:
Беседа с родителями о воспитании трудолюбия и распределении обязанностей в
семье
Цель: сформировать у родителей отчетливые представления о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей младшего школьного возраста в семье. Участники: родители учащихся начальных классов и классные руководители. Ход собрания Уважаемые родители! Сегодняшнее собрание мы с вами посв ...
Реализация деятельности социального педагога по социально – педагогической
поддержке детей из неполных семей
В настоящее время теоретическая идея социально-педагогической поддержки нашло отражение в практической деятельности социальных педагогов и представляет собой систему социально-педагогической деятельности, обеспечивающая раскрытие личностного потенциала ребенка, включая помощь детям, родителям, учит ...
Эффективность коррекционно-развивающей работы
С целью проверки эффективности коррекционно – развивающей работы был проведен следующий этап эксперимента – контрольный. Цель: проверка влияния использования игрушек на занятиях. На этом этапе эксперимента мы проверили прирост уровня развития связной речи в старшей группе «Фантазеры 1», с которой з ...