7. Семинары на тему «Ищем интересные подробности из профессиональной практики». Студентам на определенном этапе изучения профессиональных дисциплин дается задание поискать и выбрать наиболее интересные конкретные события из практики по будущей профессии, просмотрев статьи профессиональной периодики.
8. Обобщающий семинар на последней стадии изучения профессиональной дисциплины на тему «Что из полученных новых профессиональных знаний меня впечатлило, удивило или особенно поразило». Студентам предлагается осмыслить полученные знания и выделить отдельные элементы конкретных знаний, которые перечислены в названии семинара, для последующего обмена мнениями в ходе семинарского занятия.
9. Тестирование. Этот метод позволяет осуществить не только непосредственно контроль знаний студентов, но и обеспечить обратную связь студент – преподаватель на практических занятиях и откорректировать, если это требуется, качество последующих занятий. Подбор материалов носит тематический характер, затрагивая все основные вопросы темы. Использование тестов привносит в процесс обучения элемент игры и состязательности, выполняет обучающие и корректирующие функции.
Отметим, что эти методы или их элементы, способствующие повышению эффективности образовательного процесса, являются дополняющими к тем традиционным методам, которые применяются в педагогической практике. Следует уделять большое внимание развитию и совершенствованию технологии обучения путем создания новых методов профессионального обучения, исследования их влияния на студентов не только с точки зрения показателей эффективности образовательного процесса, но также с точки зрения принятия этих методов студентами и повышения их мотивации в обучении. Эти методы помогают сформировать у обучающихся профессиональные знания и умения, которые позволяют специалисту в будущем быстро адаптироваться в изменяющихся условиях практической среды. Они также помогают понять обучающимся эволюционный характер профессионального знания и сформировать готовность к продолжению образования в течение всей жизни, являющейся одной из целей непрерывного образования.
Способность сосредоточиться на самом себе определяет рефлексивную готовность педагога к осуществлению изменений в организации процесса обучения. В процессе деятельности педагога формируется потребность в анализе собственной деятельности, в объяснении необходимости и правильности выбора тех или иных форм, методов и средств обучения, в изучении опыта других педагогов и т.д. Как правило, посредством рефлексии у педагога формируется потребность в повышении своей профессиональной квалификации.
Повышение квалификации педагогических кадров техникума включает в себя целую систему различных организационных форм: прикрепление к вузу для сдачи кандидатских экзаменов и подготовки кандидатских диссертаций; повышение квалификации или переподготовка преподавательского состава техникума в ИПК; подготовка и участие в проектах и грантах регионального, общероссийского уровня.
Эти традиционные формы повышения квалификации преподавателей техникума уже зарекомендовали себя, но в новых социально-экономических условиях одних этих форм становится недостаточно. Усложнение образовательного процесса, связанное с изменением номенклатуры специальностей, государственных образовательных стандартов, учебных планов и программ подготовки специалистов, повышением требований к выпускникам техникумов обусловливают необходимость перехода на многоуровневый, многоаспектный и непрерывный процесс повышения квалификации преподавателей. Возможными направлениями реализации такого процесса являются участие преподавателей в научно-практических конференциях, прикладных научно-исследовательских программах, в разработке образовательных проектов в сфере дополнительного профессионального образования. Очень часто эти направления пересекаются.
Следовательно, дополнительное профессиональное образование можно рассматривать в роли инициатора и катализатора процессов обновления образовательного процесса в техникуме. Понятие «обновление образовательного процесса» подразумевает процесс модернизации, реконструкции и замены отдельных звеньев, методов и инструментария педагогической системы техникума с тем, чтобы повысить ее действенность и эффективность, проявляющиеся в повышении конкурентоспособности выпускников техникума на рынке труда. Наш опыт показывает, что это может быть достигнуто только тогда, когда содержание дополнительного профессионального образования основывается на изучении быстро меняющихся и перспективных видов деятельности, которые требуют более высокого уровня профессиональной культуры. Каждый новый проект в сфере дополнительного образования связан с освоением или внедрением новых практико-ориентированных знаний, согласованием их последовательности и объемов с основными разработчиками или потребителями, что способствует расширению поля профессиональных контактов педагога техникума и возможности получения компетентной информации «из первых рук». Участие преподавателей в формировании содержания и реализации образовательных проектов активизирует их жизненную позицию, ведет к совершенствованию профессиональных навыков, расширению сферы общения и повышению общественной значимости их труда. Кроме того, все проекты, реализуемые техникумом в сфере дополнительного профессионального образования, носят интегративный, междисциплинарный характер, что имеет важное прикладное значение. Формирование новых образовательных проектов становится эффективным механизмом объединения преподавателей в общем деле создания профессионально-ориентированных курсов, насыщенных междисциплинарной информацией.
Похожие статьи:
Необходимость изучения компьютерной графики
в средней школе
Известный российский педагог Б.С. Гершунский в своей работе "Философия образования для XXI века" подчеркнул необходимость исследования "путей повышения эффективности педагогического процесса на основе его принципиальной переориентации: от преимущественно исполнительной, репродуктивно ...
Типы отклонений в поведении детей
Гиперактивное поведение. Такие дети отличаются повышенной потребностью в движении. Основные признаки гиперактивного ребенка - двигательная активность, импульсивность, отвлекаемость, невнимательность. Ребенок совершает беспокойные движения кистями и стопами, сидя на стуле, корчится, извивается. Гипе ...
Порядок проведения аттестационной экспертизы
Для проведения аттестации образовательное учреждение представляет следующие документы: а) заявление с приложением информационной карты (паспорта) образовательного учреждения; б) копию устава образовательного учреждения; в) копию лицензии на образовательную деятельность; г) учебный план образователь ...