Особенностью поиска новых подходов является потребность в отказе от управленческого рационализма – изначального убеждения, что успех любой организации (в том числе образовательного учреждения) определяется прежде всего ее рациональной организацией, четким разделением функциональных обязанностей, эффективным использованием всех видов ресурсов. При таком традиционном взгляде на организацию она рассматривается как закрытая система, ее цели и задачи считаются заданными и остаются, как и другие условия деятельности, достаточно стабильными в течении длительного периода времени.
Между тем современная действительность характеризуется неустойчивостью своего состояния, многовариантностью и альтернативностью развития. Поэтому любое образовательное учреждение должно рассматриваться как открытая система, успешность деятельности которой зависит от того, насколько удачно оно приспосабливается к своему внешнему окружению: экономическому, научно-техническому, социально-политическому, культурному и т.п. Следовательно, по мере усложнения социальной среды, нарастания разнообразия и развития целей образования, его содержания и технологий, изменения профессиональной культуры педагогов любое образовательное учреждение вынуждено прежде всего заботиться о гибкости и адаптивности своих управленческих систем.
Предлагаемый нами адаптивно-модульный подход к управлению системой многоуровневой профессиональной подготовки специалистов в техникуме основывается на объединении положительных аспектов традиционных подходов и является более продуктивным в получении оптимального уровня управления профессиональным образованием в современной социально-экономической среде. Он позволяет обеспечить в управлении многоуровневой образовательной системой техникума адаптацию к внешним изменениям и дает возможность, соединяя составляющие непрерывной профессиональной подготовки специалистов, сохранить целостность и сформировать новое качество этой системы.
Современный техникум является большой и сложной образовательной системой в силу многоцелевого характера своей деятельности, включающей подготовку специалистов, переподготовку кадров и целый ряд других направлений.
Становление рыночных отношений способствовало развитию интеграции техникумов с другими образовательными учреждениями. Неотъемлемой частью деятельности большинства техникумов становятся программы непрерывного образования. В педагогической литературе представлены следующие модели вертикальной интеграции различных уровней образования, предлагающие разные способы решения проблемы непрерывного образования, реализуемые совместно школами, учреждениями НПО, техникумами и вузами:
- «школа – учреждение НПО»;
- «школа - вуз»;
- «школа - техникум»;
- «техникум – вуз»;
- «школа – техникум – вуз».
В рамках каждой модели возможна реализация нескольких образовательных программ. Наибольший интерес для нашего исследования вызывает модель «школа – техникум – вуз». Она представляет собой объединение двух моделей «школа - техникум» и «техникум – вуз». Эффективно организованное соединение этих моделей позволяет комплексно реализовать широкий спектр разноуровневых образовательных программ, что требует формирования адекватного механизма управления. Практика показывает, что формирование и реализация управленческого воздействия, направленного на обеспечение преемственности, взаимоувязанности и согласованности разноуровневых образовательных программ, наилучшим образом достигается в пределах единого образовательного учреждения (например, техникума), на базе которого осуществляется обучение по программам начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования. Изыскания и опыт нашей работы показали, что управление многоуровневой образовательной системой в едином образовательном учреждении с позиции адаптивно-модульного подхода способствует успешному решению таких задач.
Рассмотрим сущность адаптивно-модульного подхода. Одной из составляющих данного подхода является понятие «адаптивность». Адаптация – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Адаптация системы управления представляет свойство системы, характеризующее способность организации видоизменяться в зависимости от условий функционирования. Адаптивность – это такая форма развития организации, при которой сохраняются ее функции путем гибкого приспособления к изменениям во внешней и внутренней среде. Современные социально-экономические условия характеризуются быстрой сменой поколений техники, технологий, что влечет за собой изменение структуры занятости на рынке труда и обновление требований, предъявляемых к квалификации специалистов. В связи с этим перед учреждениями профессионального образования стоит задача учета новых требований и потребностей общества через постоянное обновление содержания профессиональной подготовки. Именно содержание образования имеет свойство стареть, становиться неактуальным, не отвечать изменяющимся запросам личности, общества и государства. По мнению С. А. Тангяна «учитывать означает не просто и не столько адаптироваться, сколько предвидеть, предвосхищать, влиять, направлять». При управлении системой многоуровневой профессиональной подготовки специалистов следует предусмотреть возможность разделения ее на отдельные изолированные части (модули), обладающие свойством заменяемости, для обеспечения гибкости реагирования на изменения требований профессиональной среды.
Похожие статьи:
Принципы обучения
Принципы обучения – это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности. В принципах обучении раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. ...
Внеклассные формы работы по физической
культуре
Внеклассная работа организуется школой для участия в ней детей (внешкольная—для учащихся разных школ). Внеклассная работа строится на добровольных началах и поэтому не должна включать обязательных видов соревнований, обязательных отчетных показателей и документов. Учебные планы внеклассных занятий ...
Выявление изменений в умении образовывать глаголы детьми 5-6 лет с общим
недоразвитием речи
Задачи контрольного этапа: оценить уровень изменений в умении образовывать слова-действия детьми базовой группы; сравнить начальные и конечные показатели и выявить изменения по уровню развития умений образовывать глагольные формы детьми базовой группы. Задания для контрольного опроса распределены а ...