Участие детей должно являться обязательным элементом календарного обряда. Дети могут включаться в пение взрослых или исполнять собственно детские песни (колядки, масленичные, веснянки, заклички), которые они могут петь во время ритуальных обходов на Рождество, Егория, Красную горку, на день Кузьмин и Демьяна (летнего).
На масленицу дети вместе с взрослыми могут кататься на лошадях, строить снежные горки.
В ранневесенней обрядности детям отводилась особая роль - закликание весны чаще всего приходилось на Сороки (22 марта).
Закличка (Сокольский р-он)
Жаворончик молодой,
На проталинку весной!
Также важна была ритуальная роль детей на Егория. Накануне 23 апреля они обходили все дворы и, стегая вербой скот, приговаривали:
Гони коровушку -
Со двора силком.
Приходи ко мне, коровушка,
Со всем молоком!
За это их одаривали яйцами, хлебом, мелкими монетами.
Аналогичный обход совершали на Красную горку (первая суббота после Пасхи) - у каждого дома, где есть молодожены, дети пели вьюнишные песни:
Ты вставай-ка, молодец, ты вставай-ка, наш вьюнец!
Тебе песню поем, тебе честь воздаем!
Выходи-ка на крыльцо выноси красно яйцо!
Среди других календарных песенок, исполняемых только детьми, наиболее полно представлен цикл летних закличек - дождю, радуге, улитке, божьей коровке, грибам:
Дождик, дождик, пуще дам тебе гущи.
Дам тебе ложку хлебать понемножку.
Весьма интересный пласт детского фольклора представляют календарные игры, имитирующие в упрощенной форме какой-либо обряд взрослых. К такого рода играм относятся "Кукушка" на Троицкой неделе, "Кострома" в осенний период и целый ряд других игр.
Необъятен мир детского фольклора. Помимо перечисленных жанров существует множество детских частушек, плясовых, шуточных, игровых песен.
Существует также и инструментальное детское творчество, которое демонстрирует умение детей принимать у старших традиционные приемы изготовления музыкальных инструментов и игры на них.
Положительным моментом по приобщению детей к народной культуре является проведение праздников. Современная жизнь с ее социальными противоречиями вызывает у ребенка чувства неверия, бессилия. Источниками стресса служат негативные мысли и чувства. Основная защита от них только в положительных эмоциях, которые могут возникнуть только на празднике.
Цели праздника:
1. Создать зону психологического комфорта.
2. Развить творческие способности детей.
3. Удовлетворить физические, интеллектуальные потребности.
4. Приобщить к народным традициям.
Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе школьника, где ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию. Причем, развитие творческих способностей происходит само собой в занимательной, увлекательной игровой форме.
Музыкальный фольклор органично объединяет в себе слово, напев и движение. Каждая из перечисленных сфер может стать основой для разнообразных творческих проявлений учащихся. Однако важно, чтобы исходный материал был подобран в соответствии с их возрастными особенностями. Младшие школьники подвижны, чутко реагируют на яркую, образную речь, эмоционально включаются в игру.
Возьмем самые доступные формы творческих заданий. Без особого труда младшие школьники импровизируют движение. Для этого им достаточно представить себя действующим лицом той или иной песенки. Если же предлагается игра с заранее определенными правилами, то и здесь каждый, как того и требует природа фольклора, проявляет себя индивидуально, по-своему.
Например, в песенке - игре "Ходит по двору петух" дети становятся в круг. Изображающий петуха важно вышагивает в центре круга. На слова: "Под окном стоит" - останавливается перед тем, кого выбрал, "хлопает крыльями", после текста "На весь двор кричит" - громко кричит по-петушиному, а затем меняется место с избранным. Вся игра повторяется. Каждый новый "петушок" решает свою творческую задачу: в движении проявляется его характер, темперамент, отношение к окружающим. Выбирая себе замену, он поддерживает ход и темп игры, эмоционально определяя ее развитие или угасание.
Еще ярче проявляется индивидуальность ведущего при обыгрывании песенки "Дрема". Он сидит в центре круга, сначала "дремлет", затем "просыпается" - все это обычно проделывается с индивидуально выраженной мимикой, пластикой движений. Наконец Дрема выбирает себе замену, усаживает нового Дрему на свое место. Далеко не всегда это оказывается простой задачей и незамысловатая игра становится уроком бережного и чуткого отношения к товарищам.
Похожие статьи:
Особенности восприятия телеинформации младшими школьниками
Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно ...
Влияния ситуации на везение и удачу
Шар ситуации - это психоинформационная структура высшего порядка. Существуют две управляющие силы, составляющие шар ситуации. Первая - мысль или идея. Для того чтобы идея могла оказывать влияние на ситуацию и обстоятельства, ей нужна сила. Причем такая сила, которая выражена в намерении, желании, с ...
Оценка уровня речевого развития детей в ДОУ
Базой исследования явилось МБДОУ ДС № 37, дети старшей и средней группы. Группы обучаются по программе «Истоки». В программе «Истоки « целостно определены содержание и характер современного педагогического процесса, направленного на развитие базиса личностной культуры у ребенка дошкольного возраста ...